Бах. Инвенции и симфонии

Inventionen und Sinfonien, BWV 772—801

Композитор
Жанр
Страна
Германия
Иоганн Себастьян Бах / Johann Sebastian Bach

15 двухголосных инвенций и 15 трехголосных симфоний

Среди многочисленных полифонических творений Иоганна Себастьяна Баха присутствуют пятнадцать двухголосных пьес, которые композитор назвал инвенциями, и столько же трехголосных, названных симфониями. Почему он дал этим пьесам именно такие названия, остается загадкой. Само слово «инвенция» можно перевести как «изобретение» или даже «выдумка». Этот термин ввел в XVI столетии Клеман Жанекен, обозначив им шансон, написанный в сложной форме. Иногда так именовали пьесы, содержащие какие-либо исполнительские трюки (например, Джон Дауленд озаглавил так пьесу для двух исполнителей на одной лютне), но в целом можно сказать, что термин «инвенция» использовался весьма редко и известен ныне в основном благодаря Баху.

Многие из инвенций и симфоний Баха появились в «Нотной тетради Вильгельма Фридемана Баха», которую отец начал составлять для сына в 1720 г., но там инвенции именуются «преамбулами» (т.е. прелюдиями), а симфонии – «фантазиями». В 1723 г. композитор составляет сборник, в котором группирует инвенции и симфонии попарно. Титульный лист свидетельствует о том, что композитор намеревался издавать сборник, однако этого не произошло. В надписи на нем автор указывает назначение пьес: научиться «чисто играть не только двумя голосами, но и… хорошо исполнять три обязательных голоса». Это свидетельствует о педагогической направленности инвенций и симфоний Баха, которые автор предназначал не только для собственных детей, но и для широкого круга людей, желающих совершенствовать свое искусство клавирной игры. В качестве главной задачи композитор указывает достижение «певучей манеры игры» – а ведь на клавесине с его быстро гаснущим звуком этого особенно сложно было добиться (намного сложнее, чем на фортепиано). Как педагогический материал инвенции и симфонии задумывались как своеобразные «подступы» к фугам. На них ученики должны были развить свободу пальцев и подготовиться к исполнению более сложной полифонической фактуры.

Инвенции и фантазии Иоганна Себастьяна Баха могут рассматриваться как особые жанры, но не формы – по форме они являются либо канонами, либо фугами, однако обладают некоторыми особенностями. Например, во многих инвенциях (до-мажор, ре-мажор, соль-минор) и симфониях (си-минор, до-минор) применена имитация с ответом не в квинту, как это обычно бывает в фугах Баха, а в октаву. Еще одна черта, отличающая баховские симфонии и инвенции от фуг, заключается в способе первоначального проведения темы: в фуге она при первом своем появлении проводится одноголосно, здесь же ее часто сопровождает эпизодическая контрастная мелодия.

Если в инвенциях Баха и нет исполнительских трюков, то «выдумок» в них – равно как и в симфониях – немало (возможно, поэтому и возникло название «инвенции»). Например, в си-бемоль-мажорной симфонии присутствует множество стреттных проведений, а также интересное энгармоническое отклонение. Можно также назвать черты старинной двухчастной сонатной формы в фа-минорной симфонии, контрапунктическое совмещение двух вариантов одной темы в ре-минорной симфонии – словом, каждая из тридцати пьес обладает своими индивидуальными чертами, отличающими ее и от фуг Баха, и от всех прочих его симфоний или инвенций.

Феруччо Бузони с сожалением отмечал, что в практике фортепианной педагогики утвердилось обыкновение смотреть на симфонии и инвенции Баха лишь как на «сухой фортепиано-технический материал для начинающих», не раскрывая при этом глубокого смысла этих пьес. Между тем, глубоким смыслом они определенно обладают. Например, в фа-минорной симфонии в басовом голосе звучит нисходящий хроматический ход, подобные обороты нередко возникали в трагических ариях в барочных операх – эта тема звучит как голос «злого рока», с нею контрапунктически совмещается скорбная тема, пронизанная «интонациями вздоха». Еще более проникновенной и печальной, умоляющей даже, кажется третья тема, возникающая позднее.

Понимание смысла баховских инвенций и симфоний становится особенно важным в современных условиях. Именно с них – наряду с пьесами из Нотной тетради Анны Магдалины Бах – начинается приобщение ученика к творчеству Баха. Но, будучи более простыми в техническом отношении, чем прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира», эти пьесы не уступают им в композиторском мастерстве автора – они создавались сложившимся, зрелым композитором параллельно с такими шедеврами, как сюиты для виолончели и Бранденбургские концерты. Особая сложность их исполнения заключается в том, что авторский текст нередко содержит только ноты, без каких-либо указаний относительно распределения динамических и иных оттенков, и это требует от исполнителя – зачастую юного – очень серьезной аналитической работы.


Во многих произведениях Бах воплощает свои замыслы в полифонических формах смешанного или свободного типа. В этой связи несколько слов об инвенциях как пьесах, до сих пор играющих важную роль в фортепианном, главным образом инструктивно-педагогическом репертуаре (Горячим пропагандистом и превосходным интерпретатором этих сочинений был Ф. Бузони. Среди исполнителей XX века отметим канадского пианиста Гленна Гульда.).

Инвенция — значит буквально выдумка, изобретение, сочинение. Это название относится в действительности только к пятнадцати пьесам двухголосного склада. Что касается пятнадцати трехголосных пьес, то Бах назвал их симфониями или фантазиями. Не случайно совпадение тех и других по числу, тональностям и художественно-гармоничные соотношения двух- и трехголосных пьес. В Кётенском рукописном сборнике 1723 года композитор сгруппировал их попарно и, следовательно, предназначал для исполнения именно в таком виде. Инвенция и симфония у Баха, представляя особые жанры, не составляют, однако, вполне самостоятельных полифонических форм. Одни — это фуги, другие — каноны. Помимо миниатюрности большинства их и особенно ярко выявленных гомофонных черт, некоторые отличаются двумя характерными приемами.

Первый — имитация с ответом в октаву. Так написаны инвенции C-dur, D-dur, E-dur, a-moll, d-moll, g-moll, c-moll, f-moll и симфонии c-moll, h-moll. В них Бах как бы возвращается к своим предшественникам XVII века. Хотя композиционная структура этих пьес чрезвычайно близка фуге, тонико-доминантовая антитеза как первоначальный импульс развития здесь отсутствует, и постольку это уже не баховская фуга в точном смысле слова.

В некоторых симфониях, непосредственно близких к фуге, применен прием, отклоняющий форму в иную сторону. Особенность заключается в том, что тема первоначально является не в чисто одноголосной фактуре: ей сразу же сопутствует другая более или менее контрастная мелодия эпизодического характера.

Помимо этого, каждая пьеса обладает также индивидуальными особенностями. Так, симфония B-dur богато насыщена тесными стреттными проведениями совершенной пластической красоты. В разработочной середине симфонии e-moll применен тонко-выразительный прием энгармонического отклонения e-moll — g-moll — e-moll через уменьшенный септаккорд. Симфония f-moll (тройная трехголосная фуга) имеет в то же время черты старинной двухчастной сонатной формы. В симфонии d-moll теме контрапунктирует в басу ее же обобщенно очерченный вариант. Прием этот нередко встречается и в других жанрах, как, например, в большой хоральной прелюдии «Jesus Christus unser Heiland» на тему гуситского происхождения.

Таким образом, симфонии и инвенции представляют серию различных, в том числе «свободных»» или промежуточных форм. Известно, что, сочиняя их, композитор ставил себе, помимо других, также педагогические задачи и стремился на самых различных композиционных структурах продемонстрировать ученику полифоническую технику и приемы связного, певучего исполнения мелодических голосов. И в малом вы слышите великого художника: инвенции и симфонии — подлинные шедевры баховской полифонии.

К. Розеншильд

реклама

Словарные статьи

Инвенция 12.01.2011 в 16:49

рекомендуем

смотрите также

Реклама