Дениз Дюваль

Denise Duval

Дениз Дюваль (Denise Duval)

Оперная муза Пуленка

1. Франсис Пуленк и искусство 20 века

«Я восхищаюсь музыкантом и человеком, создающим естественную музыку, которая отличает тебя от других. В водовороте модных систем, догм, которые пытаются навязать сильные мира сего, ты остаешься самим собой — редкое мужество, достойное уважения» — так писал Артюр Онеггер Франсису Пуленку в одном из писем. В этих словах выражена квинтэссенция пуленковской эстетики. Действительно, этот композитор занимает особое место в ряду композиторов 20 века. За этими, казалось бы, тривиальными словами (ведь каждый крупный мастер в чем-то особенный!) скрывается, тем не менее, важная истина. Дело в том, что искусству 20 столетия, при всем его фантастическом разнообразии, присущ ряд общих тенденций. В самом общем виде их можно сформулировать так: господство формализма, замешанного на эстетстве, сдобренного антиромантизмом и изнуряющим стремлением к новизне и свержению старых идолов. «Продав» душу «дьяволу» прогресса и цивилизации, многие художники достигли необычайных достижений в области художественных средств, что само по себе замечательно. Однако при этом и потери иногда оказывались существенными. В новых условиях творец в первую очередь уже не столько выражает свое отношение к миру, сколько конструирует новый. Он, зачастую, более всего озабочен созданием своего оригинального языка, в ущерб искренности и эмоциональности. Он готов пожертвовать цельностью и прибегнуть к эклектизму, отвернуться от современности и увлечься стилизацией — все средства хороши, если таким способом можно достигнуть успеха. Идти же своим путем, не заигрывая сверх меры с какой-либо формальной доктриной, но чувствуя пульс времени; оставаться искренним, но при этом не застревать на «обочине» — особый дар, оказавшийся доступным немногим. Таковы, например, Модильяни и Петров-Водкин в живописи или Пуччини и Рахманинов в музыке. Есть, конечно, еще имена. Если говорить о музыкальном искусстве, то здесь как «скала» возвышается Прокофьев, сумевший достигнуть гениального сочетания «физики» и «лирики». Концептуальность и архитектоника созданного им оригинального художественного языка, не противоречат лиризму и мелодизму, ставшими для многих выдающихся творцов первейшими врагами, отдавшими их в итоге на «откуп» легкому жанру.

Именно к этому сравнительно немногочисленному племени принадлежит и Пуленк, сумевший в своем творчестве развить лучшие черты французской музыкальной традиции (в том числе и «лирической оперы»), сохранить непосредственность и лирику чувств, не оставаясь в стороне от ряда магистральных достижений и новаций современного искусства.

К сочинению опер Пуленк подошел уже зрелым мастером, имеющим за плечами много свершений. Его начальные опусы датированы 1916 годом, тогда как первую оперу «Груди Тирезия» композитор написал в 1944 (поставлена в 1947 году в «Опера-комик»). А всего их у него три. В 1956 году завершены «Диалоги кармелиток» (мировая премьера состоялась 1957 году в «Ла Скала»), в 1958 «Человеческий голос» (поставлен на сцене в 1959 году в «Опера-комик»). В 1961 году композитор создал весьма своеобразное произведение «Дама из Монте-Карло», названное им монологом для сопрано с оркестром. Со всеми этими сочинениями неразрывно связано имя французской певицы Дениз Дюваль.

2. Дениз Дюваль — «оперная муза» Пуленка

Он увидел ее, изящную, красивую, стильную, словно сошедшую с полотен Ван-Донгена, в «Пти-театре», на сцене которого шли в одно время отдельные спектакли «Опера-комик». Композитору посоветовал посмотреть на нее — певицу и актрису из «Фоли-Бержер» — постановщик его первой оперы Макс де Риё. Дюваль, репетировавшая Тоску, сразила Пуленка наповал. Он сразу понял, что лучшей исполнительницы главной роли Терезы-Тирезия ему не найти. Кроме блестящих вокальных данных его восхитили артистическая свобода и замечательное чувство юмора, так необходимые для буффонной оперы. Отныне Дюваль стала непременной участницей большинства премьер его вокально-сценических сочинений (за исключением миланской постановки «Диалогов», где главную партию исполняла Вирджиния Дзеани).

Денис Дюваль родилась в 1921 году в Париже. Училась в консерватории в Бордо, там же дебютировала на оперной сцене в 1943 году в «Сельской чести» (партия Лолы). Обладавшую ярким актерским талантом певицу влекла не только оперная сцена. С 1944 года она пробует себя в ревю знаменитого «Фоли-Бержер». Жизнь круто изменилась в 1947 году, когда ее приглашают сначала в «Гранд-опера», где она поет Саломею в «Иродиаде» Массне, а затем в «Опера-комик». Здесь она и встретилась с Пуленком, творческая дружба с которым продолжалась до самой смерти композитора.

Премьера оперы «Груди Тирезия»* вызвала неоднозначную реакцию публики. Лишь наиболее передовые представители музыкальной общественности смогли по достоинству оценить этот сюрреалистический фарс по одноименной пьесе Гийома Аполлинера. Лишь следующая опера «Диалоги кармелиток», созданная по заказу театра «Ла Скала» стала безоговорочным триумфом композитора. Но до нее было еще 10 лет. Тем временем оперная карьера Дюваль в течении ряда лет была связана с театром Монте-Карло. Среди ролей, исполненных на этой сцене Таис в одноименной опере Массне (1950), Нинетта в опере «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (1952), Консепсьон в Испанском часе" Равеля (1952), Мюзетта (1953) и др. В 1953 году Дюваль поет в «Ла Скала» в оратории Онеггера «Жанна д’Арк на костре». В том же году участвует в постановке «Галантных Индий» Рамо на фестивале «Флорентийский музыкальный май». В начале 50-х годов певица дважды с успехом гастролирует в США (в 1953 поет в американской постановке оперы «Груди Тирезия»).

Наконец, в 1957 году, сразу после успешной премьеры в Милане, состоялась парижская премьера «Диалогов кармелиток»**. Публика была восхищена и самой оперой, и Дюваль в партии Бланш. Пуленк, не вполне удовлетворенный слишком итальянизированной миланской постановкой, на этот раз мог быть доволен. Стиль parlando возобладал, наконец, над стилем bel canto. И важнейшую роль в этом преображении оперы сыграло артистическое дарование Дюваль.

Вершиной творчества Пуленка, как и оперной карьеры Дюваль, стала моноопера «Человеческий голос»***. Ее мировая премьера состоялась 6 февраля 1959 года в «Опера-комик». Вскоре опера была исполнена в «Ла Скала» (1959), а также на фестивалях в Эдинбурге, Глайндборне и Экс-ан-Провансе (1960). И везде сочинению в исполнении Дюваль сопутствовал триумф.

В этом произведении Пуленк добился потрясающей убедительности человеческих чувств, замечательного интонационного богатства музыкального языка. Сочиняя музыку, композитор расчитывал именно на Дюваль, на ее способность к драматическому воплощению образа покинутой женщины. Так что с полным правом можно считать певицу соавтором этого сочинения. И сегодня, слушая в исполнении певицы «Человеческий голос», нельзя остаться равнодушным к ее замечательному мастерству.

Дальнейшая карьера Дюваль после триумфа монооперы развивалась еще более успешно. В 1959 году она участвует в Кёльне в мировой премьере оперы Николая Набокова «Смерть Распутина». С 1960 выступает в театре «Колон», где затем проводит еще несколько сезонов. Среди партий, исполняемых певицей Тоска, Джульетта в «Сказках Гофмана» и другие роли. В 1962-63 годах она поет Мелизанду на Глайндборнском фестивале. В 1965 году Дюваль покидает сцену, чтобы посвятить себя преподавательской деятельности, а также оперной режиссуре.

Евгений Цодоков

Примечания:

* Вот краткое содержание оперы «Груди Тирезия» — абсурдистского фарса по одноименной пьесе Г.Аполлинера: Экзотический Занзибар. Тереза, эксцентричная молодая женщина, одержима манией стать мужчиной и прославиться. Мечта фантастическим образом сбывается. Она превращается в бородатого Тирезия, а ее муж, наоборот, становится женщиной, производящей в день 48048 детей (!), ибо Занзибар нуждается в увеличении населения. «Производство» этих детей выглядит примерно так: муж хочет создать журналиста, кидает в коляску газеты, чернильницу, ножницы и шепчет заклинания. И далее все в таком же духе. Затем следует ряд всяческих безумных приключений (включая дуэль, клоунаду) буффонных персонажей, никакой логикой не связанных с сюжетом. После всего этого буйства Тереза является в образе гадалки и примиряется с супругом. Все действие на мировой премьере было решено в весьма эпатажном виде. Так, например, по ходу действия женские груди в виде воздушных шариков в большом количестве поднимаются в воздух и улетучиваются, символизируя превращение женщины в мужчину. Первая русская постановка оперы была осуществлена в 1992 году в Пермском театре оперы и балета (режиссер Г.Исаакян).

** Об опере «Диалоги кармелиток» см.: Энциклопедический словарь «Опера», М. «Композитор», 1999 г., стр. 121.

*** Об опере «Человеческий голос» см. там же, стр. 452. На русской сцене опера впервые прозвучала в 1965 году сначала в концертном исполнении (солистка Надежда Юренева), а затем на сцене Большого театра (солистка Галина Вишневская).

реклама

вам может быть интересно

Джордж Селл Дирижёры

Публикации

Такое кино 28.01.2015 в 23:39

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

23.10.1921

Профессия

певица

Тип голоса

сопрано

Страна

Франция

просмотры: 4195
добавлено: 20.12.2010



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть