Юджин Лист

Eugene List

Юджин Лист / Eugene List

Событие, сделавшее имя Юджина Листа известным всему миру, относится к музыке лишь косвенно: это историческая Потсдамская конференция, состоявшаяся сразу же после окончания второй мировой войны, летом 1945 года. Американский президент Г. Трумэн потребовал у командования отобрать из состава армии нескольких артистов и прислать в его распоряжение для участия в торжественном концерте. Среди них оказался и солдат Юджин Лист. Он исполнил тогда несколько небольших пьес, в том числе, по личной просьбе президента. Вальс (соч. 42) Шопена; так как молодой артист не успел выучить его наизусть, он играл по нотам, которые переворачивал сам президент. На следующий день имя солдата-пианиста появилось в газетах многих стран, в том числе и на его родине. Впрочем, здесь это имя и раньше было известно многим любителям музыки.

Уроженец Филадельфии, Юджин Лист первые уроки получил, как это часто случается, у матери - пианистки-любительницы, а с пяти лет, переехав в Калифорнию, он начал всерьез заниматься музыкой в студии Ю. Сатро-Сейлера. К 12 годам относится первое выступление мальчика с оркестром - он играл Третий концерт Бетховена под управлением Артура Родзинского. По совету последнего родители в 1931 году повезли Юджина в Нью-Йорк, чтобы попытаться определить его в Джульярдскую школу. По дороге ненадолго остановились в Филадельфии и узнали, что там как раз должен начаться конкурс молодых пианистов, победитель которого получит право учиться у знаменитого педагога О. Самаровой. Южин сыграл, после чего продолжил путь в Нью-Йорк. И только там он получил уведомление, что стал победителем. Несколько лет он проучился у Самаровой - сначала в Филадельфии, а затем - Нью-Йорке, куда переехал вместе со своим педагогом. Эти годы дали мальчику очень многое, он делал заметные успехи, а в 1934 году его подстерегала еще одна счастливая случайность. Как лучший ученик он получил право выступить с Филадельфийским оркестром, которым тогда руководил Л. Стоковский. Поначалу в программе был концерт Шумана, но незадолго до этого дня Стоковский получил из СССР ноты Первого фортепианного концерта молодого Шостаковича и ему не терпелось познакомить с ним публику. Он попросил Листа выучить это произведение, и тот оказался на высоте: премьера имела триумфальный успех. Последовали выступления в других городах страны, в декабре того же 1935 года Юджин Лист дебютировал с концертом Шостаковича в Нью-Йорке; на сей раз дирижировал Отто Клемперер. После этого импресарио Артур Джоусон взял на себя заботу о дальнейшей карьере артиста, и очень скоро он получил широкую известность по всей стране.

К моменту окончания Джульярдской школы Юджин Лист уже пользовался неплохой репутацией у американских любителей музыки. Но в 1942 году он добровольно записался в армию и после нескольких месяцев обучения стал солдатом. Правда, затем его определили в "развлекательную команду", и он ездил из части в часть, играя на рояле, установленном в кузове грузовика. Так продолжалось до конца войны, до описанных уже событий лета 1945 года. Вскоре после этого Лист демобилизовался. Перед ним, казалось, открывались блестящие перспективы, тем более что реклама у него была превосходная- даже по американским требованиям. После возвращения на родину он был приглашен сыграть в Белом доме, после чего журнал "Тайм" назвал его "неофициальным придворным пианистом президента".

В целом все складывалось довольно гладко. В 1946 году Лист вместе с женой - скрипачкой Кэрол Глен - выступил на первом фестивале "Пражская весна", он много концертировал, снимался в кино. Но постепенно выяснилось, что надежды, возлагавшиеся на него знатоками и почитателями, оправдываются не в полной мере. Развитие таланта явно замедлилось; пианисту недоставало яркой индивидуальности, в его игре не хватало стабильности, ощущался недостаток масштабности. И постепенно другие, более яркие артисты несколько отодвинули Листа на второй план. Отодвинули - но не затмили совсем. Он продолжал активно концертировать, нашел свои, прежде "целинные" пласты фортепианной музыки, в которых сумел проявить лучшие черты своего искусства - красоту звука, импровизационную свободу игры, бесспорный артистизм. Так что Лист не сдавался, хотя о том, что путь его не был усеян розами, говорит и такой парадоксальный факт: лишь отмечая 25-летие своей концертной деятельности артист впервые получил возможность выйти на сцену "Карнеги-холла".

Американский музыкант регулярно выступал за пределами страны, его хорошо знали в Европе, в том числе и в СССР. Начиная с 1962 года он не раз был членом жюри конкурсов имени Чайковского, выступал в Москве, Ленинграде и других городах, записывался на пластинки. Сделанная им в 1974 году в Москве запись обоих концертов Д. Шостаковича принадлежит к числу высших достижений артиста. Вместе с тем от советской критики не ускользнули и слабые стороны Юджина Листа. Еще в 1964 году, во время его первых гастролей, М. Смирнов отмечал "шаблонность, инертность музыкального мышления артиста. Его исполнительские планы находятся в сфере давно знакомых и, к сожалению, не самых интересных концепций".

Репертуар Листа был весьма разнообразен. Наряду с традиционными произведениями "стандартного" набора романтической литературы - концертами, сонатами и пьесами Бетховена, Брамса, Шумана, Шопена,-значительное место в его программах занимала русская музыка, и прежде всего Чайковский, а из советских авторов - Шостакович. Немало сделал Лист, чтобы привлечь внимание слушателей к ранним образцам американской фортепианной музыки - произведениям ее основоположника Александра Рейнгаля и особенно первого американского романтика Луи Моро Готшалка, музыку которого он играл с тонким чувством стиля и эпохи. Он записал на пластинку и часто исполнял все фортепианные произведения Гершвина и Второй концерт Мак-Доуэлла, умел освежить свои программы такими миниатюрами старинных авторов, как "Жига" К. Грауна или пьесы Л. Дакэна и наряду с этим был первым исполнителем ряда произведений современных авторов: Концерта К. Чавеса, сочинений Э. Вила Лобоса, А. Фулейхан, А. Барро, Э. Ладермана. Наконец, вместе с женой Ю. Лист исполнил немало значительных сочинений для скрипки и фортепиано, в числе которых неизвестная прежде Соната Ференца Листа на тему Шопена.

Именно такая изобретательность в сочетании с высокой эрудицией и помогли артисту удержаться на поверхности концертной жизни, занять в ее русле свое, пусть скромное, но приметное место. Место, которое польский журнал "Рух музычны" несколько лет назад определил так: "Американский пианист Юджин Лист - артист в целом весьма интересный. Его игра несколько неровна, настроения переменчивы; он немного оригинал (особенно для нашего времени), умеет очаровать слушателя незаурядным мастерством и несколько старомодным обаянием, может одновременно ни с того, ни с сего кое-что сыграть в целом странновато, что-то напутать, что-то забыть или попросту заявить, что не имел времени приготовить обещанное в программе произведение и сыграет что-нибудь другое. Однако и в этом есть у него свое обаяние...". Поэтому встречи с искусством Юджина Листа неизменно несли слушателям интересную художественную информацию в достаточно качественной форме. Педагогическая работа Листа была эпизодической: в 1964-1975 годах он преподавал в Истменской музыкальной школе, в последние годы - в Нью-Йоркском университете.

Григорьев Л., Платек Я.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

06.07.1918

Дата смерти

01.03.1985

Профессия

пианист, педагог

Страна

США

просмотры: 4564
добавлено: 02.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть