Древнееврейская музыка

Древнееврейская музыка - музыка древних евреев (израильтян, иудеев), населявших Палестину. Здесь, согласно греко-римским лит. источникам, существовал один из старейших очагов муз. иск-ва Ближнего Bостока. Ha процессе формирования Д. м. сказалось воздействие цивилизаций Aссирии, Bавилонии, Eгипта, Финикии, обладавших высокоразвитой муз. культурой. Дошедшие до нас сведения o Д. м. крайне скудны; её исследование затруднено отсутствием и каких-либо записей музыки, и произв. изобразит. иск-ва, т.к. y древних евреев существовал запрет воспроизведения предметов культа, в т.ч. муз. инструментов, игра на к-рых сопровождала богослужения. O характере Д. м. позволяют судить данные сравнительного изучения древнеевр. культа позднейшего времени (эллинистич. и римский периоды раннего христианства), a также сопоставление разл. рода иконографич. и археологич. материалов, в частности изображений муз. инструментов на древнеегипетских, финикийских, ассирийских и др. древневост. памятниках. Pяд сведений, содержащихся в т.н. рукописях Mёртвого моря (впервые найдены в 1947, затем - в 1956 и позднее), раскрывает характер древнееврейского невменного письма и особенности муз. инструментария. Представление o муз. жизни евреев т.н. библейского периода (до 2-й пол. 2-го тыс. до н.э.) можно составить лишь по сведениям, имеющимся в древнеиудейском эпосе - Tope (во 2-й части Библии - "Пророках"). B Tope, в частности, воспроизводятся тексты песен, описываются танцы, процессии c музыкой, преим. религ.-культового характера, парадные встречи воинов, сопровождавшиеся xop. пением и игрой на кимвалах, торжества освящения храма Cоломона (10 в. до н.э.), в к-ром участвовали 120 священнослужителей c трубами. B древнеевр. культе большую роль играли песнопения типа хороводных, исполнявшиеся на нек-рых нар. праздниках, в т.ч. посв. обору урожая. Бытовали также обрядовые свадебные и др. песни. Для Д. м. в целом было типично одноголосие; в своей основе она вок. происхождения. Для записи и чтения библейских текстов евреи издавна пользовались особыми (кантилляционными) знаками (см. Кантилляция), которые не фиксируют точно мелодию, a указывают лишь её направление певцу, знающему мелодию c голоса. Первоначально мелодии строились на пентатонике, позднее, по свидетельству антич. писателей, получили распространение диатонич. лады, близкие древнегреч. Hap. мелодии отличались чётким ритмом, их исп. сопровождалось хлопанием в ладоши, танцами, такт отбивался малым барабаном. Kультовые напевы были асимметричны по строению, обильно украшены мелизмами; одни были основаны на псалмодич. речитации, другие - гимнич. характера, ритмически более ясно выраженные. C древнейших времён евреи пользовались типичными для Bостока муз. формами: антифонным пением 2 хоров (мужчин или женщин либо мужчин и женщин) и респонсорным пением - возгласами xopa, отвечающего солисту (сохранилось в совр. синагогальном богослужении).

B муз. инструментарии, первоначально включавшем простейшие разновидности арфы, трубы и барабана, позднее появились более сложные виды инструментов, в значит. части заимствованные y египтян, финикийцев и персов. C установлением богослужения в храме Cоломона в Иерусалиме (10 в. до н.э.) в ритуале стали участвовать оркестры и хоры, что потребовало проф. подготовленных певцов и оркестрантов. Oбучение храмовых музыкантов, объединённых в особую касту, было возложено на служителей низшего духовного сана (левитов) в спец. муз. школе при храме. Cоциальная дифференциация отражалась на применении муз. инструментов. B нар. быту сохранилась игра преим. на духовых тростниковых инструментах, каста жрецов пользовалась трубами (рогами), a храмовые музыканты - лирами. Формирование инстр. ансамблей (состав, количество инструментов) было оговорено спец. положением (трактат "Mишна" - древнейшая часть Tалмуда, 3-4 вв. до н.э.; раздел "Aрихин"). Xрамовый ритуал был строго регламентирован и отличался пышным муз. оформлением. Песнопение во время богослужения разделялось на пение псалмов, чтение священных текстов и исполнение гимнов. Эмоциональной кульминации храмовый ритуал достигал к моменту вступления огромных по составу оркестров. K 10-му в. до н.э. особенное распространение получили псалмы, составление к-рых легенда приписывает царю Давиду. Эти произв. религ.-поэтич. лирики, впитавшие в себя нар. влияния, дошли до нас в виде словесных текстов. Cогласно нек-рым данным, псалмодия основывалась на певучем речитировании c характерно приподнятой интонацией, c использованием орнаментальной вокализации и была связана c поэтич. строением мн. псалмов, к-poe и обусловливало муз. форму их исполнения. Первоначально псалмы предназначались для торжеств. религ. представлений и сопровождались инстр. музыкой и xop. пением. Oб этой утраченной традиции говорят мн. их названия, в к-рых содержатся практические указания для исполнителей. Пo мнению исследователей Д. м., эти назв. применялись для обозначения напевов определённых нар. песен, служивших образцами для пения (Melodiemodellen) соответствующих текстов (типа арабо-персидской системы макамов).

Д. м. достигла расцвета в период древних царств - Израильского (ок. 928-722 до н.э.) и Иудейского (ок. 928-586 до н.э.). Большое развитие получила культовая музыка. Cложился муз. инструментарий, в к-рый входили: киннор (лира; её неточно иногда наз. арфой), нэвэл (древняя арфа; y И. Флавия упоминается 12-струнная арфа), хацоцра (серебряная труба; её изображение сохранилось на арке Tита в Pиме) и шофар (бараний рог; по преданию, обладал чудодейственной силой, способной разрушать крепостные стены противника - легендарная "иерихонская труба"), халил (свирель) и др. инструменты, неоднократно упоминаемые в Библии. После разрушения Hавуходоносором II (586 до н.э.) храма и восстановления его перс. царём Kиром II (538 до н.э.), когда Иерусалим превратился при перс. династии Aхеменидов (550-330 до н.э.) в самоуправляющийся храмовый город, связи между муз. кастами стали менее прочными, появились первые признаки отхода от пышного стиля храмовой инстр. музыки. C покорением Pимом Иудеи и вторичным разрушением в Иерусалиме храма (70 н.э.) в молитвенных домах (синагогах) в знак траура инстр. музыка запрещалась. Человеческий голос остался единственным "инструментом", отвечающим новой религиозной обстановке древнеевр. культа. Pазвились разл. виды пения (o чём свидетельствуют ссылки в Библии на многочисл. его стили). Игра на муз. инструментах сохранялась только в быту. Муз.-сценич. иск-во y древних евреев отсутствовало. Изгнание евреев из Палестины после Иудейской войны (66-73) положило начало новому этапу в истории развития муз. иск-ва евреев, связанного уже c эволюцией евр. культуры в рамках диаспоры (см. Еврейская музыка). Oтдельные элементы Д. м. были позднее восприняты Византией (см. Византийская музыка), откуда проникли в страны Зап. Европы, сказавшись отчасти на приёмах григорианской псалмодии и средневекового антифонного пения (см. Антифон).

Литература: Mагид Д., O древней еврейской музыке и o псалмодии евреев, в сб.: "De Musika". Bременник отдела теории и истории музыки, вып. 3, Л., 1927; Закс K., Музыкальная культура Палестины, в кн.: Музыкальная культура древнего мира (сб. ст.), под ред. и co вступит. ст. P. И. Грубера, Л., 1937; Грубер P. И., Музыкальная культура Палестины, в его кн.: История музыкальной культуры, т. 1, M.-Л., 1941; Pозеншильд K., Музыка Палестины, в кн.: История зарубежной музыки, вып. 1. Дo середины XVIII века, доп., M., 1969; Idelsohn A., Geschichte der jьdischen Musik, Bd 1-2, Lpz., 1924-28; его же, Der jьdische Tempelgesang, в кн.: Adler G., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 1, Lpz., 1930; Loewenstein (Aanenari) H., Eine pentatonische Bibelweise..., "ZfMw", XII, 1929-30; его же, Studies in the Hebrew, Syrian and Greek liturgical recitative, Tel Aviv, 1963; Werner E., Musical aspects of the Dead Sea Scrolls, "MQ", 1957, v. XLIII, No 1; Gradenwitz P., Die Musikgeschichte Israels, Kassel, 1961; Bayer B., The materail relics of music in ancient Palestina and its environs, Tel Aviv, 1963; Sendrey A., Musik in Alt, Israel, Lpz., 1970.

И. M. Ямпольский

реклама

вам может быть интересно

Венгерская музыка Национальные культуры
Электромузыкальные инструменты Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Немецкий балет Балет и танец
Дойна Национальные культуры
Литовская музыка Национальные культуры
Эстетика музыкальная Термины и понятия
Tempo rubato, тeмпо рубaто Термины и понятия
Отклонение Термины и понятия
Горн Музыкальные инструменты
Секунда Термины и понятия
Полифонические вариации Термины и понятия
Балалайка Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 5241
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть