Спиричуэл

от англ. spiritual — духовный

Духовные песни американских негров, важнейший жанр их музыкального фольклора. Возникли в юж. штатах США в период рабства, получили широкую известность в 70-80-е гг. 19 в. С. обобщили афр. и англо-кельтские художеств. истоки; в их поэтич. текстах и музыке нашли претворение многие черты англо-кельтских баллад и протестантских гимнов, преображённые и обогащенные носителями иск-ва С. - неграми в соответствии с их собств. художеств. традициями. С. - синтетич. жанр, возникший в процессе взаимодействия двух нац. культур. По существу он представляет собой осн. жанр т.н. афро-амер. фольклора США.

Поэтич. тексты С. в большинстве случаев прямо или косвенно связаны с библейскими образами, однако библейские мотивы в них снижены, фольклоризированы, сочетаются с повествованием о собств. повседневной жизни. Тексты С. представляют собой только своего рода программный заголовок; музыка в них всецело господствует. В её основе всегда лежит легко доступная и выразит. мелодия, своеобразная в ладовом и ритмич. отношениях. Гексахордные и пентатонич. попевки сочетаются в ней с постоянными колебаниями между мажорной и минорной терциями (т. н. блюзовая тональность), сообщающими музыке экзотич. оттенок; часто используются нетемперированные звуки, глиссандирование. Ритмич. своеобразие мелодий С. определяется прежде всего сочетанием характерных ритмич. формул европейского происхождения с элементами синкопирования.

С. поются хором a cappella, образуя гетерофонного склада ткань со сложной системой подголосков. При этом осн. напев с большим мастерством импровизационно варьируется всеми участниками. Т.о., С. исполняются как коллективная импровизация, чем определяются особая свежесть и непосредственность их звучания, большая впечатляющая сила.

С. передают преим. глубоко трагич. настроения, чувство веры, им свойственны одухотворённость и искренность, подлинная поэтичность. Порой в С. звучат и ноты протеста, не чужды им и юмористич. темы. Наряду со сдержанными С. распространены и яркоэмоциональные, включающие экстатические юбиляции, выкрики. После Гражданской войны 1861-65 в США появились нотные записи С. и их обработки в виде произв. для сольного пения с инстр. сопровождением (банджо). В таких обработках мелодии богато орнаментировались; гармонизация представляла собой сложный сплав подголосочной полифонии с традиц. европ. функциональной гармонией. Выработались и нек-рые типичные для С. обороты и приёмы изложения (последования 2 и более септаккордов, получившие назв. "парикмахерские гармонии", запрещённый в акад. гармонии параллелизм и др.). Эти полупрофессиональные сольная и нар. хор. разновидности взаимодействовали, влияя и на светские жанры негр. фольклора, в т.ч. на песни социального протеста.

Многие амер. композиторы 19-20 вв. использовали в произв. мелодии и общий склад С. В их числе - Дж. Гершвин (сцена похоронного причитания и молитва во время грозы в опере "Порги и Бесс"), Р. Гольдмарк ("Негритянская рапсодия" для оркестра), Дж. Пауэлл ("Негритянская рапсодия" для фп. и оркестра). А. Дворжак в 9-й симфонии ("Из Нового Света", 1893) воспользовался напевами С. для воссоздания локального амер. колорита.

Литература: Конен В., Пути американской музыки, М., 1961, доп. 1977, гл. 3.

В. Дж. Конен

реклама

вам может быть интересно

Военный оркестр Музыкальные инструменты
Иллюстрация музыкальная Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Строй в музыке Термины и понятия
Сонатно-циклическая форма Термины и понятия
Киргизская музыка Национальные культуры
Разрешение Термины и понятия
Jete, жете Балет и танец
Сценарий Термины и понятия
Светомузыка, цветомузыка Термины и понятия
Свободный стиль Термины и понятия
Тапёр Термины и понятия

Реклама