Испанский танец и балет

В Испании до 20 в. сохранились танцевальные формы, которые встречались ещё в эпоху эллинизма. Танцовщицы из Кадиса ("гадитанские девы") славились в Др. Риме. Танец был любимым развлечением как в народе, так и при дворе, он входил во все театр. представления. В ср. века возникла мореска (музыкально-танц. сценка), которая с кон. 15 в. распространилась в Европе. Танцы вводились в постановки пьес Лопе де Вега, П. Кальдерона и др. В 17 в. сформировались представления с танцами: лирич. сарсуэлы, комедийные тонадильи. На протяжении веков шло развитие исп. танца, возникали новые формы: в 18 в. - болеро, в 19 в. - танго. Наиболее обширную группу составляют нар. танцы разл. провинций. Среди них сольные, парные, групповые, круговые, которые исчисляются сотнями, имеют каждый своё муз. сопровождение (гитара, мандолина, кастаньеты, тамбурин, флейта, свирель и др.). Чрезвычайно богата танцами Андалусия, с которой генетически связан наиболее распространённый танец фанданго, там же распространены гуэнья, ронденья, гранадана и др. Известны хота из Арагона и хота из Валенсии - парные танцы острого ритма, сопровождающиеся пением, игрой на гитаре, или танцы фламенко, бытующие у цыган на юге Испании. В них применяются сложные и разнообразные выстукивания при чередовании ударов каблуков и носков. В танцах фламенко одно из осн. выразительных средств - руки танцовщика. Наибольшего расцвета исп. танцы достигли в нач. 19 в. Стали открываться школы, в 1807 была создана Академия театр. танца, появились трактаты, учебники. Несмотря на богатство и разнообразие танц. фольклора, до нач. 20 в. исп. танцовщики не сумели приобщить эти элементы к европ. балетному театру. Танцовщица Архентина (А. Мерсе) первая стала сочетать формы классич. и нар. исп. танца. В 1928 она создала группу, в программе которой были нар. танцы и одноактные балеты в её постановке ("Любовь-волшебница", 1928, и др.). Среди исполнителей - П. Империо и В. Эскудеро. Успешное выступление труппы в Париже стимулировало исп. композиторов писать музыку для балета ("Контрабандисты" Эспла, 1934, "Хуэрга" Баутисты, "Ла Ромерия де лос Корнудос" Пирталуга, "Коррида де ферия" Бакрассы). Балетное искусство становилось популярным в Испании. Архентина пост. также "Испанское каприччио" на муз. Римского-Корсакова и "Болеро". Танцовщица П. Лопес продолжила деятельность Архентины, создав спектакль "Консерто де Аранхуэс" Родриго. Среди др. хореографов и танцовщиков - Мариемма, Х. Греко, Х. Магринья, Х. Удаэта, Х. Тена и др. В 1953 Антонио (А. Руис Солер) организовал труппу, в которой пост. на основе синтеза исп. и европ. классич. танцев "Гвадалквивир" на муз. Руиса (по произв. Ф. Гарсии Лорки), сюиту "Арагонская хота" на муз. де Фалья, "Гойески" на муз. Гранадоса, "Треуголка", "Любовь-волшебница", в 1966 - ревю "Таверна быков" (в 1966 труппа гастролировала в СССР). В 70-е гг. Антонио ставил хореографич. сюиты, основанные на кастильских, арагонских, галисийских, валенсианских и, конечно, андалусских ритмах, на муз. Альбениса, Гранадоса, Х. Турины, А. Солера. Среди др. его пост. - "Эльсеговиано эскиво" М. Сальвадора, "Испанская рапсодия" Альбениса - Альфтера, "Хугандо аль торо" Альфтера.

Испанский танец отличается исключит. ритмич. богатством, эмоциональностью, разнообразием форм. Этим объясняется его широкое распространение. Мн. исп. танцовщики и целые труппы выезжали за пределы страны, некоторые были и в России. Переработанные в манере классич. балета исп. танцы вводились в балеты А. Сен-Леона, М. И. Петипа. В 20 в. в спектаклях М. М. Фокина, отчасти А. А. Горского исп. танцы более этнографичны. Совр. балетмейстеры приближают их к народным. В театрах стали появляться балеты, построенные исключительно на исп. танцах: "Арагонская хота" балетм. Фокина (1916), "Треуголка" балетм. Л. Ф. Мясина (1919), многочисл. пост. балетов на музыку "Испанского каприччио", "Болеро" и др.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Акафист Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Додекафония Термины и понятия
Кадриль Музыкальные жанры
Перекидное жете Балет и танец
Византийская музыка Национальные культуры
Pas, па Балет и танец
Экспозиция Термины и понятия
Diminuendo, диминуэндо Термины и понятия
Рулада Опера, вокал, пение

Реклама