Дебюсси. Пьесы для фортепиано (1890)

Pieces for Piano

Композитор
Год создания
1890
Жанр
Страна
Франция
Клод Дебюсси / Claude Debussy

«Мазурка». L 67, Mazurka
«Грёзы». L 68, Rêverie
«Штирийская тарантелла» («Танец»). L 69, Tarantelle styrienne (Danse)
«Баллада». L 70, Ballade slave (Ballade)
«Романтический вальс». L 71, Valse romantique
«Ноктюрн». L 82, Nocturne

Наряду с фортепианными сюитами среди произведений Клода Дебюсси имеются пьесы, не относящиеся к каким-либо циклам. Они написаны в ранний период творчества и изданы в 1890 г. Три из них, вероятно, созданы раньше – это пьесы, в которых отразилось преклонение Дебюсси перед творчеством Фредерика Шопена. Пьесы написаны в излюбленных жанрах польского композитора – «Романтический вальс», «Мазурка», «Ноктюрн». В «Романтическом вальсе» творческая индивидуальность Дебюсси почти не проявилась – он не выходит за рамки подражания салонным пьесам. Более интересна «Мазурка» с ее ритмическим разнообразием. По общему облику она напоминает скорее мазурки Александра Порфирьевича Бородина, чем Шопена.

В «Ноктюрне» обращают на себя внимание черты славянской песенности – с этой сферой музыки композитор имел возможность познакомиться, будучи в России. Проявляется это и в «Грёзах». Сам Клод Дебюсси не особенно высоко ценил эту пьесу – настолько, что в письме к издателю выразил недовольство ее публикацией, но это свидетельствует не столько о недостатках пьесы, сколько о самокритичности композитора. «Грезы» не лишены очарования – мелодия обаятельна, ритм гибок, а гармония своеобразна: тональная основа колеблется между си-бемоль мажором с лидийским оттенком, фа мажором и ре минором. Фактура пьесы напоминает произведения французских клавесинистов, и в этом можно усмотреть проявления неоклассицизма.

В другой пьесе – «Балладе» – черты славянской песенности настолько очевидны, что первоначально автор дал ей заглавие «Славянская баллада» (правда, потом он отказался от такого эпитета). Не исключено, что она задумана в то время, когда Дебюсси служил у Надежды Филаретовны фон Мекк. Тема подвергается фактурному и колористическому варьированию, при каждом проведении получая новую ладовую окраску, благодаря чему тональный колорит пьесы оказывается весьма зыбким – и в этом уже проявляются будущие характерные черты стиля Дебюсси. То же самое можно сказать о сочетании дуолей и триолей в фактуре «Баллады».

Наиболее интересной из ранних пьес можно назвать «Танец», первоначально именовавшийся «Штирийской тарантеллой». Смена заглавия на более обобщенное может свидетельствовать о том, что ритм тарантеллы являлся для композитора олицетворением общей идеи танца. Впоследствии тарантелла будет возникать в разных фортепианных и оркестровых творениях Клода Дебюсси. Пьеса в рондообразной форме основана на непрерывном ритмическом движении. Идея движения господствует в «Танце» – настолько, что во многих тактах мелодии нет, ритмическая пульсация выходит на первый план. Здесь немало интересных деталей: нонаккорды, хроматизмы, колоритные квинтовые созвучия. Все эти средства служат воплощению того радостного экстаза, который не раз будет воплощаться в последующих произведениях композитора.

Ранние пьесы Клода Дебюсси нельзя назвать равноценными друг другу, но все они интересны как «творческая лаборатория», в которой выкристаллизовывался стиль композитора.


Отдельные фортепианные пьесы, написанные Клодом Дебюсси около 1890 года, неравноценны по качеству и в целом и в частях. Пожалуй, наиболее слаб из них «Романтический вальс», который, несмотря на некоторые талантливые детали, не выходит за рамки шаблонно-салонных представлений о «романтизме».

В большей или меньшей степени грешат многословием и вялостью формы «Баллада» (Перед концом ее любопытно предвосхищение интонаций вальса «La plus que lente».), «Ноктюрн», «Грезы». Но все эти три пьесы примечательны большим вниманием композитора к сфере славянской песенности, с которой он достаточно широко ознакомился в России.

Особенно любопытна в данном плане средняя часть «Ноктюрна», написанная в размере семи четвертей и варьирующая напев народного склада в переменном ладу фа — ре. Характерна и фактура пьесы «Грезы», где напевное солирование мелодии все время подчеркивается аккомпанементом. Вряд ли можно сомневаться, что указанные пьесы очень многим обязаны русским впечатлениям.

«Мазурка» не слишком выразительна мелодически, но очень изобретательна по ритму. Общим своим характером она ближе к мазуркам Бородина, чем к шопеновским.

Немало волнующих обещаний мы находим в «Штирийской тарантелле», озаглавленной позднее «Танец». И дело тут не столько в своеобразных «вкусных» деталях, звучащих и теперь свежо (богато синкопированные и перемежающиеся ритмы, хроматизмы, нонаккорды, столкновения, квинтовые наслоения и т. д.), сколько в том, что Дебюсси находит здесь (очевидно, впервые!) секрет воплощения чисто импрессионистского экстаза света, красок и радости. Секрет этот заключается в том, чтобы тонко дифференцировать гармонии, регистры, фактуру по их звонкости или глухоте, «тусклости» или «светлости», и затем строить нарастание по ступеням (включая то гармонические сдвиги, то фактурные усложнения, то ритмические убыстрения),— ведя к подавляющей своей яркостью кульминации.

Говоря иными словами, в «Танце» Дебюсси обрел очень важные, основополагающие элементы импрессионистской звуковой палитры — те, которые служат переходом «от мрака к свету». Остается лишь гадать, какие впечатления и настроения вызвали столь решительный и решающий «прорыв» к импрессионистскому искусству. Во всяком случае, они, несомненно, были очень сильными и волнующими.

Ю. Кремлев

Фортепианное творчество Дебюсси

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама