Кубинский балет

О танцевальных формах коренных жителей Кубы - индейцев имеются лишь свидетельства летописцев конкисты. В хрониках описываются ареито - коллективные действа, сочетающие музыку, пение и танец-пантомиму. Известно также о существовании у индейцев коллективных и индивидуальных песен и танцев (военных, охотничьих, трудовых и др.). Однако в результате геноцида индейские танцы не вошли в фольклор Кубы. Его питали корни завезённых культур: испанской и африканской. Испанцы принесли на остров обычаи и европ. культуру 16 в. Среди завоевателей были музыканты, создавшие школы танцев. С ввозом на Кубу негров-рабов (ок. 1513-20) начал распространяться афр. танц. фольклор, его ритмы стали неотъемлемой частью кубинской танц.-муз. культуры. На них построен сон - танец-песня, известный с 16 в. и после ряда трансформаций получивший особую популярность в 20-30-х гг. 20 в. Рождению танца как зрелища способствовали разл. рода празднества и уличные шествия: праздник тела господня, компарсы (по утверждению А. Карпентьера, компарсы были передвижным балетом) в день праздника магов, а после отмены рабства (80-е гг. 19 в.) - во время карнавалов, уличные театр. представления. Сценич. танец формировался внутри муз. театра, пришедшего из Испании. На сцене открывшегося в 18 в. театра "Колисео" (Гавана) гастролировали исп. труппы, показывавшие тонадильи, сарсуэлы и сайнете (жанры исп. муз. театра), обильно оснащённые танц. номерами. Появились тонадильи и сайнете кубин. авторов. От их трансформации и слияния сформировался кубин. театр-буфф, на сцену которого проникали нар. песни и танцы - контрдансы, гуарачи, криольи, а позже дансоны и румбы. В кон. 19 в. необычайный успех в Лат. Америке и Испании имела хабанера "Ты", созданная кубин. комп. Э. Санчесом де Фуэнтесом. От обычного контрданса она отличалась более медленным ритмом. При переиздании нот в Париже её назвали танго-хабанера; попав в Аргентину, она превратилась в аргентинское танго (сохраняет популярность и в нач. 80-х гг. 20 в.).

С балетным искусством кубинцы познакомились в 19 в. благодаря гастролёрам. Первое балетное представление на Кубе состоялось в 1800 (балетная пантомима "Дровосеки", театр "Сирко", балетм. Андерсон). В 1803 для открытия реконструированного театра "Колисео" ("Принсипаль") был приглашён франц. хореограф и танцовщик Ж. Б. Франсиски с небольшой балетной труппой, которая пополнилась неск. кубинскими артистами. Франсиски пост. за сезон 16 мелодраматич. балетов-пантомим: "Тайный брак", "Пещера разбойников Чёрного леса, или Признанный ребёнок" и др. В 1816 труппа Х. Гонсалеса показала балет "Тщетная предосторожность". В 1841 гастролировала Ф. Эльслер. В 1849 впервые был показан балет "Жизель" (гл. партии исполняли Э. и Э. Уэллс). Во 2-й пол. 19 в. в связи с возросшей популярностью театра-буфф и засильем итал. и франц. оперных трупп интерес к балету уменьшился, но к нач. 20 в. возродился. Для возникновения на Кубе классич. балета большое значение имели гастроли А. П. Павловой и её труппы (1915, 1917, 1918-19).

В 20-е гг. 20 в. кубинские композиторы создали музыку первых нац. балетов: А. Гарсия Катурла - "Эль белорио" (не окончен), А. Рольдан - "Ребамбарамба" (1928) и "Чудо в Анакилье" (1929). В 1930 в Гаване открылась первая школа, созданная под эгидой общества "За музыкальное искусство" ("Про арте мусикаль"), под руководством рус. танцовщика и балетм. Н. Яворского (в 1939 школу возглавил Ж. Миленофф, в 1941-60 - Альберто Алонсо). Общество "За музыкальное искусство" ежегодно устраивало фестивали при участии учеников школы и приглашённых зарубежных артистов. На фестивалях показывались классич. балеты "Коппелия" (1935), "Лебединое озеро" (1937, фрагменты), "Жизель" (1945); балеты кубин. композиторов: "Дионе" Санчеса де Фуэнтеса (1940, первый балет, получивший сценич. воплощение), "Форма" Ардеволя (1943), "Перед рассветом" Гонсалеса (1947, первый кубинский балет на социальную тематику). Одна из первых попыток создания проф. труппы относится к 1942, когда Ф. и Алисия Алонсо в содружестве с исп. драматургом Ф. Мартинесом Альенде основали группу "Ла Сильва" (существовала недолго из-за материальных трудностей). В 1948 начала работать проф. труппа Балет Алисии Алонсо (с 1959 - Кубинский Национальный балет), положившая начало развитию нац. школы балета. На пути к осуществлению этой цели кубин. балет пережил неск. этапов: 1948-1956 - основание проф. труппы и организация при ней школы ("Академия де бальет Алисия Алонсо", 1950); освоение классич. и совр. репертуара, попытки создать нац. балеты; завоевание обществ. признания и борьба за широкого зрителя.

После революции 1959 балетный коллектив А. Алонсо и школа стали государственными. Начали развиваться разл. направления танц. искусства - танец модерн и фольклорный танец. Были созданы: Ансамбль совр. танца Кубы (1959, ныне - Кубинский ансамбль национального танца), Кубинский национальный фольклорный ансамбль (1962), Кубинский балет Камагря (1967), Экспериментальная труппа танца Гаваны (1961, организатор - Альберто Алонсо), Балет кубин. института радио и телевидения (1963, рук. Л. Трапага), Фольклорный ансамбль Орьенте и др. Сложилась сеть муниципальных и провинциальных школ. В нац. школе искусств "Кубанакан" (осн. в 1962, с 1976 - как вуз) имеются 2 хореографич. отделения - классич. и танца модерн (обучение 6 лет). Ведущие педагоги Ф. Алонсо, Х. Банегас, Х. Парес, в нач. 60-х гг. работали деятели сов. балета: В. И. Цаплин, О. Н. Крылова, М. А. Гуров, А. М. Плисецкий (в течение 10 лет). Уже в кон. 60 - 1-й пол. 70-х гг. были созданы нац. кадры танцовщиков, хореографов и педагогов, появился нац. репертуар и собственная нац. школа классич. балета и совр. танца. К. б. приобрёл популярность за рубежом. Алисия Алонсо поставила в парижской Опере "Жизель"; "Па-де-катр" на муз. Ч. Пуньи и "Спящую красавицу"; Альберто Алонсо - "Кармен-сюиту" в Большом театре, "Ла Скала", "Метрополитен-опера", в Болгарской нар. опере, Венгерском оперном театре, в Японии, Финляндии и др.

С 1960 в Гаване проводятся Междунар. фестивали балета. С 1973 издаётся журнал "Cuba en el ballet" (3 номера в год).

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Сербская музыка Национальные культуры
Полигармония Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Гусан Термины и понятия
Пародия Термины и понятия
Пианола Музыкальные инструменты
Опера-буффа Опера, вокал, пение
Протестантский хорал Церковная музыка
Русский балет Балет и танец
Темперация Термины и понятия
Sostenuto, состенуто Термины и понятия
Модернизм Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 3839
добавлено: 30.04.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть