Глас

Глас (старослав., равнозначно рус. слову голос) - в древнерус. церк. пении сумма диатонич. попевок типа трихордов и тетрахордов, связанных с определёнными областями церк. звукоряда. Восемь Г. составляли систему осмогласия, охватывавшую весь осн. попевочный фонд церк. пения. Каждое песнопение, как правило, принадлежало к одному из восьми Г. и строилось на попевках данного Г. Однако существуют образцы, в к-рых осуществлялась своеобразная мелодич. модуляция, т. е. переход из одного Г. в другой. Иногда на протяжении одного песнопения затрагивались все восемь Г. Наконец, было известно нек-рое количество песнопений, мелодич. материал к-рых не был ограничен кругом попевок осмогласия.

Исследователи рус. церк. пения 19 в., исходя из распространённого в их время представления об универсальном значении античной муз. системы (Д. В. Разумовский, Ю. К. Арнольд, И. И. Вознесенский), стремились объяснить русские Г. с помощью древнегреч. теории музыки, но попытки отождествления их с древнегреч. ладами оказывались научно несостоятельными. Позднее В. М. Металлов установил, что в основе рус. осмогласия лежит не система звукорядов с разл. господствующими и конечными тонами, а сумма попевок, из к-рых одни принадлежат отд. Г., другие же употребляются в нескольких Г., но излагаются по-разному. Позднейшие исследования музыковедов-византологов (Г. Дж. У. Тильярд, Э. Веллес) показали, что тот же принцип лежал в основе системы византийских ладов (см. Византийская музыка).

Попевочный фонд рус. осмогласия накапливался постепенно. Количество попевок в певческих уч. пособиях 17 в. исчисляется сотнями, но в Г. они распределены неравномерно. Наименьшее количество попевок - примерно по 150 - содержат 3, 5, 6 и 7-й гласы. В 1, 2 и 4-м гласах примерно по 200 попевок, а в 8-м гласе около 300. Существуют песнопения с одинаковым текстом и гласовой принадлежностью, но разл. по напеву. Их принято обозначать словами: "Ин перевод" или "Преводне".

Литература: Разумовский Л., Церковное пение в России, М., 1867; Вознесенский И., О церковном пении православной Греко-Российской церкви. Большой знаменный напев, К., 1887; Металлов В., Осмогласие знаменного роспева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам, М., 1900; Бражников М., Пути развития знаменного распева XII-XVIII веков, Л.-М., 1949; его же, Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971.

Н. Л. Успенский

реклама

вам может быть интересно

Размер музыкальный Термины и понятия
Реверберация Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Соната Термины и понятия
Хоруми Национальные культуры
Будапешт Города
Загреб Города
Кадриль Музыкальные жанры
Полистилистика Термины и понятия
Новаторство Термины и понятия
Зингшпиль Музыкальные жанры
Украинский балет Балет и танец
Чтение партитур Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

церковная музыка

просмотры: 2161
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть