Шопен. Три вальса Op. 70

Waltzes, Op. posth. 70

Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

Вальс Op. posth. 70 No. 1, соль-бемоль мажор (1835)
Вальс Op. posth. 70 No. 2, фа минор (1841)
Вальс Op. posth. 70 No. 3, ре-бемоль мажор (1829)

Вальс ор. 70 № 1, Ges-dur, написанный Шопеном в 1835 году, подвергся искажениям в издании Фонтаны (1855). Оксфордское издание восстанавливает оригинальную редакцию, где первая часть имеет пунктированный ритм, что придает ей грациозно-кокетливый, ритмически острый характер и, к тому же, способствует ритмическому единству обеих частей. Вальс Ges-dur — одна из очаровательнейших миниатюр Шопена, непринужденно и естественно сочетающая мелоритмические факторы польских танцев с чертами парижского пианизма и с элементами венских (точнее — шубертовских) интонаций (Вообще близость некоторых интонаций шубертовских вальсов к шопеновским значительна. См., например, вальс Шуберта h-moll (№ 5 из ор. 18а).). Чудесна подголосочная полифония в средней части.

В 1841 году возникла, по-видимому, первая редакция вальса f-moll (оканчивающегося в As-dur), который был издан Фонтаной в 1855 году как ор. 70 № 2 (Шопен не предназначал этот вальс для печати). Со своей усталой созерцательностью, пассивной ритмикой, мягкими красочными диссонансами (см. особенно септаккорды в тактах 2, 10, 11), нарочито вялым использованием функционально ярких средств (см., например, пассивный квартсекстаккорд первой ступени в тактах 43-44, пассивную тонику в такте 47) вальс f-moll типичен для некоторых тенденций последнего периода творчества Шопена.

Вальс Des-dur ор. 70 № 3 (1829), связанный с любовью Шопена к Гладковской, любопытен развитой подголосочной полифонией (с первого же такта! — сравни, например, с мазуркой ор. 24 № 4), которая в позднейших произведениях Шопена появляется постоянно и ставит серьезные задачи исполнению. Что касается трио этого вальса, то сам Шопен писал, что в нем вначале должна доминировать басовая, а не дискантовая мелодия. Характерно, что ласково убеждающие интонации вальса Des-dur подчеркнуто дуэтны. Вальс не предназначался Шопеном для печати. Это — миниатюрная интимная поэма, которую он, видимо, хотел скрыть от публики.

Ю. Кремлев

реклама

вам может быть интересно

Равель. Соната для скрипки и виолончели Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Вальс 12.01.2011 в 22:52

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Фридерик Шопен

Год создания

1841

Жанр

фортепианные

Страна

Польша

просмотры: 668
добавлено: 19.07.2016



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть