Марио Дель Монако

Mario Del Monaco

Дата рождения
27.07.1915
Дата смерти
16.10.1982
Профессия
Тип голоса
тенор
Страна
Италия
Автор

К 20-летию со дня смерти

Марио Дель Монако / Mario Del Monaco

Ученик Л. Мелаи-Палаццини (Melai-Palazzini) и А. Мелокки (Melocchi). Дебютировал в 1939 в роли Турриду ("Сельская честь" Масканьи, Пезаро), по другим данным - в 1940 в той же партии в Театре Коммунале, Кальи или даже в 1941 в партии Пинкертона ("Мадам Баттерфляй" Пуччини, Милан). В 1943 году выступил на сцене театра Ла Скала, Милан в партии Рудольфа ("Богема" Пуччини). С 1946 пел в Ковент Гардене, Лондон, в 1957-1959 выступал в Метрополитен Опера, Нью-Йорк (партии Де Грие в "Манон Леско" Пуччини; Хозе, Манрико, Каварадосси, Андре Шенье). В 1959 году гастролировал в СССР, где триумфально выступил в роли Канио ("Паяцы" Леонкавалло; дирижёр - В. Небольсин, Недда - Л. Масленникова, Сильвио - Е. Белов) и Хозе ("Кармен" Бизе; дирижёр - А. Мелик-Пашаев, в заглавной партии - И. Архипова, Эскамильо - П. Лисициан). В 1966 исполнил партию Зигмунда ("Валькирия" Вагнера, Штудгарт). В 1974 выступил в роли Луиджи ("Плащ" Пуччини, Торре дель Лаго) в спектакле по случаю пятидесятилетия со дня смерти композитора, а также в нескольких представлениях "Паяцев" в Вене. В 1975 году, дав 11 спектаклей в течение 20 дней (театры "Сан-Карло", Неаполь и "Массимо", Палермо), завершил блистательную карьеру, длившуюся более 30 лет. Скончался вскоре после автокатастрофы в 1982 году. Автор воспоминаний "Моя жизнь и мои успехи".

Марио Дель Монако - один из крупнейших и наиболее выдающихся певцов XX века. Крупнейший мастер искусства бельканто середины века, он использовал в пении метод опущенной гортани, полученный им у Мелокки, что давало ему возможность извлекать звук огромной силы и стального блеска. Великолепно подходивший для героико-драматических партий в операх позднего Верди и веристов, уникальный по насыщенности тембра и энергетике, голос Дель Монако был словно создан для театра, хотя в то же время в записи он был менее хорош. Дель Монако по праву считается последним тенором di forza, чей голос составил славу бельканто в ушедшем веке и стоит в одном ряду с крупнейшими мастерами XIX века. Немногие могли сравниться с ним по мощи звучания и выносливости и никто, в том числе и выдающийся итальянский певец второй половины XIX века Франческо Таманьо, с которым чаще всего и сравнивают громовой голос Дель Монако, не смог в течение столь длительного времени сохранять подобную чистоту и свежесть звучания.

Специфика постановки голоса (использование крупных мазков, нечёткое пианиссимо, подчинение интонационной целостности аффектной игре) обеспечила певцу весьма узкий, преимущественно драматический репертуар, а именно 36 опер, в которых, однако, он достиг выдающихся высот (партии Эрнани, Хагенбаха ("Валли" Каталани), Лориса ("Федора" Джордано), Манрико, Самсона ("Самсон и Далила" Сен-Санса)), а партии Поллиона ("Норма" Беллини), Альваро ("Сила судьбы" Верди), Фауста ("Мефистофель" Бойто), Каварадосси ("Тоска" Пуччини), Андре Шенье (одноимённая опера Джордано), Хозе, Канио и Отелло (в опере Верди) стали лучшими в его репертуаре, а их исполнение - ярчайшей страницей мирового оперного искусства. Так, в лучшей своей роли, Отелло, Дель Монако затмил всех предшественников, и думается, что лучшего исполнения мир в XX веке не видел. За эту роль, обессмертившую имя певца, в 1955 году он был удостоен премии "Золотая арена", присуждающейся за наиболее выдающиеся достижения в оперном искусстве. За 22 года (дебют - 1950, Буэнос-Айрес; последнее выступление - 1972, Брюссель) Дель Монако спел эту труднейшую партию тенорового репертуара 427 раз, установив сенсационный рекорд.

Немаловажным будет также отметить, что певец практически во всех партиях своего репертуара добился великолепного сочетания эмоционального пения и проникновенной актёрской игры, заставляя, по признанию многих зрителей, искренне сочувствовать трагедии его персонажей. Терзаемый муками израненной души, одинокий Канио, влюблённый в играющую его чувствами женщину Хозе, высоконравственно принимающий смерть Шенье, наконец, поддавшийся коварному плану, наивный, доверчивый храбрый Мавр - всю гамму чувств смог выразить Дель Монако и как певец, и как великий артист.

Дель Монако был равно велик и как человек. Именно он в конце 30-х годов решил прослушать одну свою давнюю знакомую, которая собиралась посвятить себя опере. Её имя было Рената Тебальди и звезде этой великой певицы суждено было воссиять отчасти и потому, что её коллега, к тому времени уже начавший сольную карьеру, предрёк ей большое будущее. Именно с Тебальди предпочитал Дель Монако выступать в своём любимом "Отелло", быть может, видя в ней человека, близкого себе по характеру: бесконечно любящего оперу, живущего в ней, способного на любые жертвы ради неё и при этом обладающего широкой натурой и большим сердцем. С Тебальди было просто спокойнее: они оба знали, что равных им нет и что трон мировой оперы всецело принадлежит им (по крайней мере, в границах их репертуара). Пел Дель Монако, естественно, и с другой королевой - Марией Каллас. При всей моей любви к Тебальди, не могу не отметить, что "Норма" (1956, "Ла Скала", Милан) или "Андре Шенье", исполненные Дель Монако вместе с Каллас, являются шедеврами. К сожалению, идеально подходившие друг другу как артисты, Дель Монако и Тебальди, кроме репертуарных различий, были ограничены и вокальной техникой: стремившуюся к интонационной чистоте, подчас интимной нюансировке Ренату заглушало мощное пение Марио, желавшего наиболее полно выразить творящееся на душе у его героя. Хотя как знать, возможно, что это и была лучшая трактовка, ведь вряд ли Верди или Пуччини писали только для того, чтобы мы могли услышать очередной пассаж или пиано в исполнении сопрано, когда перед нами оскорблённый кавалер требует обяснений от своей возлюбленной или постаревший воин признаётся в любви молодой супруге.

Много сделал Дель Монако и для советского оперного искусства. После гастролей в 1959 году он дал русскому театру восторженную оценку, в частности отметив высочайший профессионализм Павла Лисициана в роли Эскамильо и потрясающее актёрское мастерство Ирины Архиповой в роли Кармен. Последнее послужило толчком для приглашения Архиповой выступить в неаполитанском театре "Сан-Карло" в 1961 году в той же партии и первых советских гастролей в театре Ла Скала. Позже многие молодые певцы, в числе которых были Владимир Атлантов, Муслим Магомаев, Анатолий Соловьяненко, Тамара Милашкина, Мария Биешу, Тамара Синявская, отправились на стажировку в прославленный театр и вернулись оттуда выдающимися носителями школы бельканто.

Блистательная, сверхдинамичная и до предела насыщенная карьера великого тенора подошла к концу, как уже отмечалось, в 1975 году. Этому есть множество объяснений. Вероятно, голос певца устал от тридцатишестилетнего постоянного перенапряжения (сам Дель Монако в своих воспоминаниях говорил, что обладал связками баса и до сих пор относится к своей теноровой карьере, как к чуду; да и метод опущенной гортани по существу усиливает напряжение на голосовые связки), хотя газеты в канун шестидесятилетнего юбилея певца отмечали, что и сейчас его голос может разбить хрустальный бокал на расстоянии 10 метров. Возможно, что сам певец несколько утомился весьма однообразным репертуаром. Как бы то ни было, после 1975 Марио Дель Монако занимался преподаванием и подготовил ряд великолепных учеников, в том числе известного ныне баритона Мауро Августини. Скончался Марио Дель Монако в 1982 году в городе Местре близ Венеции, так и не сумев до конца оправиться после автомобильной аварии. Завещал он похоронить себя в костюме Отелло, возможно желая предстать перед Господом в образе того, кто так же, как и он, прожил жизнь, находясь во власти вечных чувств.

Ещё задолго до ухода певца со сцены практически единодушно было признано выдающееся значение таланта Марио Дель Монако в истории мирового исполнительского искусства. Так, во время гастролей в Мексике он был назван "лучшим драматическим тенором из ныне живущих", а Будапешт возвёл его в ранг величайшего тенора мира. Он выступил практически во всех крупнейших театрах мира, начиная театром "Колон" в Буэнос-Айресе и заканчивая Токийской Оперой.

В начале своей карьеры поставивший себе цель найти собственный путь в искусстве, а не стать одним из многочисленных эпигонов властвовавшего тогда на оперном небосклоне великого Беньямино Джильи, Марио Дель Монако каждый свой сценический образ наполнил новыми красками, к каждой запетой партии нашёл свой подход и остался в памяти зрителей и поклонников взрывным, сокрушающим, страдающим, сгорающим в пламени любви - Великим Артистом.

Дискография певца достаточно обширна, однако среди этого многообразия хотелось бы отметить студийные записи партий (большая часть записана фирмой "Decca"):
- Лориса в "Федоре" Джордано (1969, Монте-Карло; хор и оркестр Оперы Монте-Карло, дирижёр - Ламберто Гарделли (Gardelli); в заглавной партии - Магда Оливейро, Де Сирье - Тито Гобби);
- Хагенбаха в "Валли" Каталани (1969, Монте-Карло; оркестр Оперы Монте-Карло, дирижёр Фаусто Клева (Cleva); в заглавной партии - Рената Тебальди, Строммингер - Хустино Диас, Геллнер - Пьеро Каппуччилли);
- Альваро в "Силе судьбы" Верди (1955, Рим; хор и оркестр Академии Санта-Чечилия, дирижёр - Франческо Молинари-Праделли (Molinari-Pradelli); Леонора - Рената Тебальди, Дон Карлос - Этторе Бастианини);
- Канио в "Паяцах" Леонкавалло (1959, Рим; оркестр и хор Академии Санта-Чечилия, дирижёр - Франческо Молинари-Праделли; Недда - Габриэлла Туччи, Тонио - Корнелл Макнейл, Сильвио - Ренато Капекки);
- Отелло (1954; оркестр и хор Академии Санта-Чечилия, дирижёр - Альберто Эреде (Erede); Дездемона - Рената Тебальди, Яго - Альдо Протти).

Интересна трансляционная запись спектакля "Паяцы" из Большого театра (во время уже упоминавшихся гастролей). Также существуют "живые" записи опер с участием Марио Дель Монако, в их числе наиболее привлекательны "Паяцы" (1961; оркестр Радио Японии, дирижёр - Джузеппе Морелли; Недда - Габриэлла Туччи, Тонио - Альдо Протти, Сильвио - Аттило Д'Орацци).

Альберт Галеев, 2002


«Один из выдающихся современных певцов, он обладал редкими вокальными данными, — пишет И. Рябова. — Его голос, обширного диапазона, необычайной силы и насыщенности, с баритональными низами и сверкающими верхними нотами, неповторим по тембру. Блестящее мастерство, тонкое чувство стиля и искусство перевоплощения позволяли артисту исполнять разнохарактерные партии оперного репертуара. Особенно близки Дель Монако героико-драматические и трагические партии в операх Верди, Пуччини, Масканьи, Леонкавалло, Джордано. Крупнейшим достижением артиста является роль Отелло в опере Верди, исполняемая с мужественной страстностью и глубокой психологической правдивостью».

Марио Дель Монако родился во Флоренции 27 июля 1915 года. Позднее он вспоминал: «Музыку меня научили любить с детства отец и мать, петь я начал с семи-восьми лет. Отец мой не был музыкально образован, но очень хорошо разбирался в вокальном искусстве. Он мечтал о том, чтобы кто-нибудь из его сыновей стал известным певцом. И даже назвал своих детей именами оперных героев: меня — Марио (в честь героя „Тоски“), а младшего брата — Марчелло (в честь Марселя из „Богемы“). Сначала выбор отца пал на Марчелло; он считал, что брат унаследовал от матери голос. Отец как-то сказал ему в моем присутствии: „Ты будешь петь Андре Шенье, у тебя будут красивая куртка и сапожки на высоких каблуках“. Признаться, я тогда очень позавидовал брату».

Мальчику минуло десять лет, когда семья перебралась в Пезаро. Один из местных преподавателей пения, познакомившись с Марио, весьма одобрительно высказался о его вокальных данных. Похвала прибавила энтузиазма, и Марио стал усердно изучать оперные партии.

Уже в тринадцать лет он впервые выступил на открытии театра в Мондольфо, небольшом соседнем городе. По поводу дебюта Марио в главной роли в одноактной опере Массне «Нарцисс» критик писал в местной газете: «Если мальчик сбережет свой голос, есть все основания полагать, что он станет выдающимся певцом».

К шестнадцати годам Дель Монако уже знал много оперных арий. Однако лишь в девятнадцать лет Марио начал серьезно заниматься — в Пезарской консерватории, у маэстро Мелокки.

"Когда мы познакомились, Мелокки было пятьдесят четыре года. В его доме постоянно находились певцы, и среди них очень известные, приезжавшие со всех сторон земли за советами. Помню долгие прогулки сообща по центральным улицам Пезаро; маэстро шествовал в окружении учеников. Щедрый был человек. Денег за свои частные уроки он не брал, лишь изредка соглашаясь на то, чтобы его угостили кофе. Когда какому-нибудь из его учеников удавалось чисто и уверенно взять высокий красивый звук, из глаз маэстро на мгновение исчезала печаль. «Вот! — восклицал он. — Это настоящий кофейный „си-бемоль“!»

Самые дорогие из воспоминаний о жизни в Пезаро связаны у меня с маэстро Мелокки".

Первый успех юноше принесло участие в конкурсе молодых певцов в Риме. В соревновании участвовали 180 певцов со всех концов Италии. Исполнив арии из «Андре Шенье» Джордано, «Арлезианки» Чилеа и знаменитый романс Неморино «Очи ее прелестные» из «Любовного напитка», Дель Монако оказался в числе пяти победителей. Начинающий артист получил стипендию, которая давала ему право заниматься в школе при Римском оперном театре.

Однако эти занятия не принесли Дель Монако пользы. Более того, применяемая его новым педагогом методика привела к тому, что голос начал тускнеть, терять округлость звучания. Лишь через полгода, вернувшись к маэстро Мелокки, он вернул голос.

Вскоре Дель Монако призвали в армию. «Но мне повезло, — вспоминал певец. — На мое счастье, нашим подразделением командовал полковник — большой любитель пения. Он говорил мне: „Дель Монако, ты обязательно будешь петь“. И разрешал отлучаться в город, где я для своих уроков взял напрокат старенькое пианино». Командир части не только разрешал талантливому солдату заниматься пением, но и предоставлял ему возможность выступать. Так, в 1940 году в небольшом городке Кальи близ Пезаро Марио впервые спел партию Туридду в «Сельской чести» П. Масканьи.

Но подлинное начало певческой карьеры артиста относится к 1943 году, когда он с блестящим успехом дебютировал на сцене миланского театра «Ла Скала» в «Богеме» Дж. Пуччини. Вскоре после этого он спел партию Андре Шенье. У. Джордано, присутствовавший на спектакле, подарил певцу свой портрет с надписью: «Моему дорогому Шенье».

После войны Дель Монако приобретает широкую известность. С огромным успехом он выступает в партии Радамеса из «Аиды» Верди на фестивале «Веронская арена». Осенью 1946 года Дель Монако впервые гастролирует за рубежом в составе труппы неаполитанского театра «Сан-Карло». Марио поет на сцене лондонского «Ковент-Гардена» в «Тоске», «Богеме», «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Сельской чести» Масканьи и «Паяцах» Р. Леонкавалло.

"…Следующий, 1947 год стал для меня рекордным. Я выступил 107 раз, спев однажды за 50 дней 22 раза, и проехал от Северной Европы до Южной Америки. После долгих лет нужды и несчастий все это походило на фантастику. Тогда же мне достался потрясающий контракт на гастроли в Бразилии с невероятным по тем временам гонораром — четыреста семьдесят тысяч лир за выступление…

В 1947 году я выступал и в других странах. В бельгийском городе Шарлеруа я пел для итальянских шахтеров. В Стокгольме я исполнял «Тоску» и «Богему» при участии Тито Гобби и Мафальды Фаверо…

Театры уже оспаривали меня. Но я еще не выступал с Тосканини. Возвратившись из Женевы, где пел в «Бале-маскараде», я повстречался в кафе «Биффи-Скала» с маэстро Вотто, и тот сообщил, что намерен предложить мою кандидатуру Тосканини для участия в концерте, посвященном открытию только что восстановленного театра «Ла Скала»…

Впервые я вышел на сцену театра «Ла Скала» в январе 1949 года. Исполнялась «Манон Леско» под руководством Вотто. Спустя несколько месяцев маэстро Де Сабата пригласил меня спеть в оперном спектакле «Андре Шенье» памяти Джордано. Вместе со мной выступала Рената Тебальди, ставшая звездой «Ла Скала» после участия вместе с Тосканини в концерте на повторном открытии театра…"

Год 1950-й принес певцу одну из самых важных в его артистической биографии творческих побед в буэнос-айресском театре «Колон» артист в первый раз выступил в партии Отелло в одноименной опере Верди и покорил публику не только блестящим вокальным исполнением, но и замечательным актерским решением образа. Отзывы критики единодушны: «Роль Отелло в исполнении Марио Дель Монако останется вписанной золотыми буквами в историю театра „Колон“».

Дель Монако позднее вспоминал: «Где бы я ни выступал, всюду обо мне писали как о певце, но никто не сказал, что я артист. Я долго боролся за это звание. И если я его заслужил за исполнение партии Отелло, видимо, я кое-чего все-таки добился».

Вслед за этим Дель Монако отправился в США. Выступление певца в «Аиде» на сцене оперного театра в Сан-Франциско прошло с триумфальным успехом. Нового успеха добился Дель Монако 27 ноября 1950 года, исполнив в «Метрополитен» Де Грие в «Манон Леско». Один из американских рецензентов писал: «У артиста не только прекрасный голос, но и выразительная сценическая внешность, стройная, юношеская фигура, которой может похвастаться далеко не каждый известный тенор. Верхний регистр его голоса совершенно электризовал публику, сразу же признавшую в Дель Монако певца высшего класса. Настоящих высот достиг он в последнем акте, где его исполнение захватило зал трагедийной силой».

"В 50—60-е годы певец часто гастролирует по различным городам Европы и Америки, — пишет И. Рябова. — В течение многих лет он являлся одновременно премьером двух ведущих мировых оперных сцен — миланской «Ла Скала» и нью-йоркской «Метрополитен-опера», неоднократно участвуя в спектаклях, открывающих новые сезоны. По традиции такие спектакли вызывают особый интерес публики. Дель Монако пел во многих спектаклях, ставших для нью-йоркской аудитории памятными. Его партнерами были звезды мирового вокального искусства: Мария Каллас, Джульетта Симионато. А с замечательной певицей Ренатой Тебальди Дель Монако связывали особые творческие узы — совместные выступления двух выдающихся артистов всегда становились событием в музыкальной жизни города. Рецензенты называли их «золотым дуэтом итальянской оперы».

Приезд Марио Дель Монако в Москву летом 1959 года вызвал грандиозный интерес у поклонников вокального искусства. И ожидания москвичей оправдались в полной мере. С одинаковым совершенством исполнил Дель Монако на сцене Большого театра партии Хозе в «Кармен» и Канио в «Паяцах».

Успех артиста в те дни поистине триумфален. Вот какую оценку дала выступлениям итальянского гостя известная певица Е.К. Катульская. "Выдающиеся вокальные данные Дель Монако сочетаются в его искусстве с поразительным мастерством. Какой бы силы звука ни достигал певец, его голос никогда не теряет своего светлого серебристого звучания, мягкости и красоты тембра, проникновенной выразительности. Столь же красиво его mezzo voce и яркое, легко несущееся в зал piano. Виртуозное владение дыханием, дающее певцу замечательную опору звука, активность каждого звука и слова — таковы основы мастерства Дель Монако, это то, что позволяет ему свободно преодолевать предельные вокальные трудности; для него как будто не существует трудностей тесситуры. Когда слушаешь Дель Монако, кажется, что ресурсы его вокальной техники бесконечны.

Но в том-то и дело, что техническое мастерство певца полностью подчинено в его исполнении художественным задачам.

Марио Дель Монако — настоящий и большой артист: его блестящий сценический темперамент отшлифован вкусом и мастерством; мельчайшие детали его вокального и сценического исполнения тщательно продуманы. И что особенно хочется подчеркнуть — он замечательный музыкант. Каждая его фраза отличается строгостью музыкальной формы. Артист никогда не приносит музыку в жертву внешним эффектам, эмоциональным преувеличениям, чем грешат иной раз и весьма известные певцы… Искусство Марио Дель Монако, академичное в лучшем смысле слова, дает нам подлинное представление о классических основах итальянской вокальной школы".

Оперная карьера Дель Монако блистательно продолжалась. Но в 1963 году он должен был прервать свои выступления, после того как попал в автомобильную катастрофу. Мужественно справившись с недугом, певец уже через год вновь радует публику.

В 1966 году певец осуществил свою давнюю мечту, в Штутгартском оперном театре Дель Монако исполнил на немецком языке партию Зигмунда в «Валькирии» Р. Вагнера. То был очередной его триумф. Сын композитора Виланд Вагнер пригласил Дель Монако принять участие в спектаклях Байрейтского фестиваля.

В марте 1975 года певец оставляет сцену. На прощание он дает несколько выступлений в Палермо и Неаполе. 16 октября 1982 года Марио Дель Монако не стало.

Говорит Ирина Архипова, не раз выступавшая вместе с великим итальянцем:

"Летом 1983 года Большой театр гастролировал в Югославии. Город Нови-Сад, оправдывая свое название, баловал нас теплом, цветами… Я и теперь не помню, кто именно в мгновенье разрушил эту атмосферу успеха, радости, солнца, кто принес известие: «Умер Марио Дель Монако». Так горько стало на душе, так невозможно было поверить в то, что там, в Италии, нет больше Дель Монако. И ведь знали, что он тяжело, долго болеет, последний раз привет от него привезла музыкальный комментатор нашего телевидения Ольга Доброхотова. Добавила: "Знаете, он очень грустно шутит: «На земле я уже стою на одной ноге, да и та скользит по банановой корке». И вот — все…

Гастроли продолжались, а из Италии, как траурный контрапункт к здешнему празднику, приходили подробности о прощании с Марио Дель Монако. Это был последний акт оперы его жизни: он завещал похоронить себя в костюме любимого героя — Отелло, неподалеку от Виллы Ланчениго. Гроб до самого кладбища несли знаменитые певцы, соотечественники Дель Монако. Но вот иссякли и эти печальные вести… И память сразу же, словно опасаясь наступления новых событий, переживаний, стала одну за другой возвращать мне картины, связанные с Марио Дель Монако".

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Главы из книг

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама