Балет Баланчина «Симфония до мажор»

Symphony in C

Дата премьеры
28.07.1947
Жанр
Страна
Франция
Балет Баланчина «Симфония до мажор» / Symphony in C

Одноактный балет на музыку Ж. Бизе, балетмейстер Дж. Баланчин, костюмы Л. Фини.

Премьера состоялась в Парижской Опере 28 июля 1947 года.

Allegro vivo. Занавес поднимается прежде, чем начинает звучать музыка. С вступительным аккордом балет открывают два небольших ансамбля танцовщиц. Пока оркестр исполняет первую тему и повторяет ее, эти две группы танцуют лицом друг к другу, сначала вместе, а затем поочередно следуя движениям двух солисток. Под звуки гобоя в сопровождении струнных, открывающих вторую тему, на сцене появляется балерина. Она движется к рампе отточенными, открытыми движениями, следуя ритму мелодии, грациозно поворачивается в различных позах и удерживает равновесие, ожидая следующего проведения музыкальной темы. Ее танец набирает темп и становится все более оживленным. Во время стремительных пируэтов к ней присоединяются две солистки. Недолго замерев в позе, балерина покидает сцену. После того как оркестр вновь напоминает о первой теме, а валторны исполняют свой краткий пассаж, на сцене появляются двое юношей — партнеры солисток. Балерина возвращается со своим партнером. Она танцует, двигаясь по всей сцене, и под мелодию первой темы возглавляет весь ансамбль. Последний аккорд застает ее в изящной статичной позе.

Adagio. Кордебалет медленно движется под музыку интродукции. Выходит вторая балерина с партнером и танцует под негромкую тему, которую ведет гобой. Партнер сначала медленно приподнимает балерину, а затем решительно вздымает ее высоко в воздух. Ноги балерины вычерчивают дуги в воздухе. Партнер выполняет продолжительные медленные поддержки балерины в различных позах. Кордебалет собирается вокруг них. В финале части балерина падает в объятия партнера.

балет «Симфония до мажор» в Мариинском театре

Allegro vivace. Звучит оживленная, энергичная музыка. Танцуют шесть танцовщиц третьего ансамбля. К ним присоединяются две пары солистов, пересекая прыжками сцену. Наконец появляется и третья балерина с партнером, их прыжки широки. Артисты стремительно вращаются в воздухе, затем исчезают за кулисами. Вскоре они возвращаются, повторяют свой танец и возглавляют вариацию кордебалета под ликующую музыку оркестра. Юноша поднимает балерину, выносит ее вперед, создавая впечатление, будто она сама движется мягкими прыжками. Под последние такты к танцу присоединяется весь ансамбль. Кордебалет опускается на колени, с последним аккордом балерина застывает в грациозной позе.

Allegro vivace. В последней части к солистам трех первых частей присоединяется четвертая пара, демонстрируя виртуозное мастерство, и иногда открыто соревнуясь с остальными. Сначала танцуют четвертая балерина и ансамбль, аккомпанирующий ей. Затем вступают балерина и кордебалет, исполнявшие первую часть симфонии, за ними — балерина, исполнявшая адажио, и балерина из третьей части. Тридцать две девушки, составлявшие четыре ансамбля, выстраиваются в линии по бокам сцены и в ее глубине. Все четыре балерины танцуют посередине, каждая исполняет одни и те же блистательные па. К ним присоединяются юноши, а солистки ансамблей танцуют за их спинами. В финале все сорок восемь исполнителей — солисты и кордебалет — присоединяются к ведущим парам. Звучат последние аккорды. Балерины быстро вращаются и падают в объятия партнеров, солисток ансамблей высоко поднимают за их спинами, образуя кульминационную живую картину.

балет «Симфония до мажор» в Мариинском театре

«Основой балета „Симфония до мажор" является не сюжет, а музыка, на которую он поставлен», — написал Джордж Баланчин, предваряя вышеприведенное описание хода действия своего сочинения. Взаимодействие музыки и танца в хореографическом спектакле весьма разнообразно: от общей эмоциональной связи до попыток вытанцовывания каждого инструментального пассажа. Творчество Баланчина дает в этом плане самые разные примеры. Русско-американский композитор Николай Набоков (двоюродный брат известного писателя) утверждал: «Баланчин во многих отношениях радикально изменил судьбу балета и его будущее. Он отбросил в прошлое замшелый романтизм и заменил его стилем, который не только созвучен нашему времени, но и аналогичен течениям, занявшим ведущее место в других искусствах. В своих новациях Баланчин отразил подлинное отношение к танцу тех мастеров балета, для которых техническое совершенство и искусство нераздельны, и показал, что классическое есть ничто иное как верное переложение музыки, воспринимаемой слухом, на музыку, воспринимаемую глазом».

Симфония до мажор была сочинена Жоржем Бизе (1838-1875) в семнадцатилетнем возрасте за два года до окончания консерватории. Удивительно, но это сочинение, поражающее своей законченностью, юношеской непосредственностью, мелодической щедростью, тонким художественным вкусом и удивительным мастерством, пролежало в архиве Парижской консерватории 80 лет и было обнаружено лишь в 1935 году. Теперь специалисты находят в изящном восточном колорите второй части предтечу оперы «Искатели жемчуга». В среднем эпизоде третьей части, своеобразном деревенском менуэте, можно услышать юмористическую картинку из народной жизни, как первый шаг к будущим образам «Арлезианки» и «Кармен». А танцевальный характер финала так и просится «озвучить» его визуально.

балет «Симфония до мажор» в Мариинском театре

В 1947 году Баланчин получил приглашение поставить несколько своих балетов в Парижской Опере. Помимо уже апробированных временем «Аполлона», «Поцелуя феи» и «Серенады» ему захотелось создать новинку, представляющую интерес для солистов труппы. Хореограф выбрал тогда еще мало известную симфонию Бизе, сочинив балет за две недели. Среди исполнителей были знаменитые балерины Люсьет Дарсонваль, Тамара Туманова и другие. Хореограф воодушевил танцовщиц азартом — одной из немногих эмоций, допущенных в спектакль. Четыре балерины соревнуются в мастерстве в этом турнире амбиций, каждый зритель волен судить их достоинства, выбирая лучшую из них на свой вкус. При постановке в следующем сезоне балета в своей нью-йоркской труппе Баланчин заменил первоначальное название «Хрустальный дворец» (Le Palais de Cristal) на более скромное — «Симфония до мажор». Среди исполнителей были Мария Толчиф, Танакиль Леклерк, Николас Магальянес, Франциско Монсион.

В дальнейшем балет был заслуженно признан одним из шедевров хореографического театра XX столетия. Он входит в постоянный репертуар труппы «Нью-Йорк Сити бэллей». Его танцевали в Датском Королевском балете, Ла Скала, Гамбургском балете, Штутгартском балете, Лондонском Королевском балете и других балетных труппах мира.

балет «Симфония до мажор» в Мариинском театре

В 1996 году хореографы Джон Тарас и Патриция Нири поставили этот балет Баланчина в Мариинском театре. На премьере блистали лучшие силы труппы. Четкая графичность танца Ирмы Ниорадзе сменялась величественно холодноватой пластикой Ульяны Лопаткиной. Порхающая как мотылек Диана Вишнева передавала эстафету Жанне Аюповой, не теряющей свой шарм даже в самом стремительном танце. Под стать им были и кавалеры: Виктор Баранов, Александр Курков, Сергей Вихарев и Станислав Белявский. Ощущение редкостного праздника совершенного классического танца сохранялось и на дальнейших представлениях балета «Симфония до мажор» в Петербурге.

А. Деген, И. Ступников

На фото: балет «Симфония до мажор» в Мариинском театре

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама