Рахманинов. Балет «Паганини»

Paganini

Судейкин С. Ю. Эскиз для балета «Паганини»

Фантастический одноактный балет в 5 эпизодах.

Музыка С. Рахманинова, сценаристы С. Рахманинов и М. Фокин, балетмейстер М. Фокин, художник С. Судейкин, дирижер А. Дорати.

Премьера состоялась 30 июня 1939 года в труппе «Русский балет де Базиля», Лондон.

На эстраде играет молодой Паганини. Перед ним, спиной к зрителям, в зале несколько рядов публики на сцене. Они слушают артиста — бледного, как привидение, худого, как скелет, с ввалившимися щеками и огромными горящими глазами. Между рядами «зрителей» на сцене бегут Сплетня, Ложь, Клевета, их подгоняет Зависть. Они кривляются, передразнивая скрипача. Публике начинает казаться, что игрой Паганини управляет сам Дьявол. Видна его длинная волосатая рука, затем появляется множество таких рук. Одни двигают смычок, другие перестраивают струны, третьи извлекают из скрипки целый поток звуков пиццикато. Скрипач почти закрыт этим танцем зловещих рук. За его спиной видна фигура самого Дьявола с козлиным насмешливым лицом. И все же Паганини своей игрой заставляет публику слушать его. Сплетня угомонилась, Ложь и Клевета спрятались. Темная сила постепенно исчезает. В «бой» вступают музыкальные Критики, они несут свое святое искусство. Бессилие и Зависть движет ими. Паганини снова играет, и снова благодаря завистникам и сплетникам публику убеждают в «дьявольском» искусстве гениального музыканта: из звуков скрипки рождается мир страшных видений. И снова Паганини очаровывает слушателей. Изможденный и бледный он заканчивает свою игру победно вскинутым смычком.

Майское утро. На поляне собрались молодые люди. Юноши играют на гитарах, одна из девушек — Флорентийская красавица танцует. По крутой тропинке спускается Паганини. Он странно ведет себя, жестикулирует, затем диковато смеется. Вдруг он резко останавливается, под его пристальным взглядом девушка прекращает танец. Ее тело начинает дрожать, как птица под взглядом змеи. Улыбка Паганини как будто освобождает девушку, и она убегает. Паганини врывается в круг молодежи, выхватывая гитару у одного из них. Юноши негодуют, но уже первые аккорды Паганини так изумляют их, что они замирают как завороженные. Вновь появляется девушка, она как бы в забытье танцует, повинуясь музыке, пока не падает в изнеможении у ног Паганини. Он продолжает играть, девушка танцует, теперь ее танец похож на стон. Музыкант медленно удаляется, продолжая играть на гитаре. Зачарованная девушка, а за ней и все остальные следуют за Паганини.

В темноте свет падает на лежащего Паганини. Он просматривает ноты, затем рвет их. Встает, берет в руки скрипку и замирает, прислушиваясь к высшей гармонии, к той возвышенной музыке, о которой тоскует его душа. Светлые духи окружают его. Скрипка поет о счастье и радости.

Кошмар. Вокруг Паганини появляется множество его двойников. Все они со скрипками, играют дьявольскую музыку виртуозно и также виртуозно танцуют. Страшные лики наступают, они закрывают Паганини. Вихрь бешеной пляски.

Смерть. Паганини старый и больной. Он видит среди беснующейся нечистой силы приближающуюся к нему Смерть. Он тянется к своей скрипке, как к последней защите. Музыканта окружают светлые духи, они подают ему его инструмент. Паганини в последней раз восторженно прижимает к себе скрипку, но Смерть уже близка. Артист лежит со скрипкой на груди. Он мертв, его душа отлетает. Светлые духи сопровождают ее в лучший мир. Враги и завистники Паганини стоят, обнажив головы.

* * *

Известно, что великий русский композитор Сергей Рахманинов не написал ни одного балета. Правда, в 1915 году он начал сочинять музыку для совместной работы с Касьяном Голейзовским, но проект остался незавершенным. В дальнейшем композитор нередко даже враждебно относился к попыткам «приспособить» для балетной сцены его произведения.

Так, Джордж Баланчин вспоминал, как в 1920-х годах Рахманинов в резкой форме отказал ему в желании поставить номер на музыку «Элегии». Однако, со своим старым близким знакомым Михаилом Фокиным композитор был готов сотрудничать. Из писем друзей видны их разнообразные совместные планы, пока в середине 1930-х годов они не остановились на одном из последних сочинений Рахманинова — «Рапсодии на тему Паганини» (1934).

Своеобразный пятый концерт для фортепиано с оркестром композитора, бывшим одновременно и не менее знаменитым пианистом, содержал двадцать четыре вариации на тему из ля минорного Каприса Никколо Паганини (1782-1840). Решающий шаг к реализации балета сделал Рахманинов, который в письме от 29 августа 1937 кратко набросал план будущего спектакля. Фокин детализировал его, разбив балет на 5 эпизодов. Все они посвящены жизни великого скрипача. В первом, включающем 11 вариаций «Рапсодии», Паганини только 19 лет, во втором (12-16 вариаций, с повторением менуэта) — 23 года, в третьем (17-18 вариаций) — уже 46, в эпизоде кошмара (19-20 вариаций) — 54 года, в последнем эпизоде смерть настигает Паганини на 58 году жизни.

Спектакль сочинялся для труппы «полковника» де Базиля, носившей в разные периоды различные названия: «Русский балет», «Оригинальный русский балет» и т. п. Репертуар коллектива состоял во многом из спектаклей «дягилевской пробы». В один вечер с «Паганини» шли фокинские балеты: «Карнавал» и новый вариант «Золотого петушка». Танцевали русские артисты, выросшие уже в эмиграции. В главной партии был занят Дмитрий Ростов, ученик Николая Легата. Его партия была скорее мимической, чем танцевальной. Высокая худая фигура артиста, его истощенное бледное горбоносое лицо, длинные пряди волос как нельзя лучше подходили к образу гениального артиста, терзаемого как муками творчества, так и завистью и клеветой современников. Две женские роли танцевали знаменитые балерины: ученица Матильды Кшесинской Татьяна Рябушинская (Флорентийская красавица) и ученица Ольги Преображенской Ирина Баронова (Светлый гений). Композитор по состоянию здоровья не смог приехать в Лондон на премьеру, семью представляли две его дочери.

Спектакль имел успех, но вскоре разразившаяся Вторая мировая война прекратила выступления труппы в Лондоне. Фокин вернулся в США, он строил новые планы совместной работы с Рахманиновым по его «Симфоническим танцам», но смерть настигла хореографа в августе 1942 года, а в следующем году не стало и композитора. В 1960 году «Балет Кубы» показывал на гастролях в Москве и Ленинграде балет «Паганини», восстановленный по памяти племянником хореографа Леоном Фокиным.

В том же году балет «Паганини» на ту же музыку был поставлен в Большом театре. В нем балетмейстер Леонид Лавровский хотел найти для себя новые приемы построения хореографического спектакля: «Я твердо решил, что в этом балете образ Паганини, воссозданный через танец, будет решаться вне всякой бутафории. Не реальная скрипка будет в его руках, он сам — Паганини — будет прекрасным инструментом, рождающим музыку, его тело будет символом бессмертной красоты и силы музыки. Однако и враги Паганини должны быть представлены рядом с ним не бутафорским антуражем, не „нечистой силой", как это было сделано в фокинском спектакле, а художественно обобщены в реальный образ преследующего Паганини злобного лагеря. Действительно, „нечистой силой" при жизни Паганини и долгие годы после его смерти была католическая церковь, не дававшая Паганини — живому — не минуты духовного покоя, а после смерти отказавшаяся предать земле его прах. Единственной непреходящей верой и опорой в жизни гениального музыканта была его Муза — возвышенное состояние духа Паганини, часто совмещавшееся с образом любимой женщины».

Одноактный спектакль Лавровского строился как воспоминания Паганини, состоявшие из шести картин и финала.

1) На основную тему выходит Паганини, сбрасывает черную накидку и танцует с воображаемой скрипкой.

2) Враги. На заднем фоне символической фигурой выделяется Епископ. Двойники со смычками в черно-красных фраках. Черные монахи проносят на заднем плане труп. Паганини остается один.

3) Встреча с любимой.

4) Одиночество и отчаяние. Монахи и завистники предают великого скрипача анафеме.

5) Любовь и утешение. Любимая в образе Музы, юноши, девушки. Композиция в традициях классического балета.

6) Радость творчества и смерть. Адажио с Музой и ее спутницами. Паганини погибает, пораженный Епископом и подражателями, пронзающего его смычками, словно шпагами.

7) Финал. Творчество Паганини живет. Балет заканчивался вдохновенной позой Паганини.

Танец Ярослава Сеха, исполнителя партии Паганини, был полон экспрессии. Марина Кондратьева (Муза, Возлюбленная) была поэтична и грациозна. Премьерой дирижировал такой выдающийся мастер, как Евгений Светланов. Спектакль был восстановлен в 1974 году и тогда же заснят на телевидении. В 1995 году «Паганини» был реконструирован Владимиром Васильевым, но балет не удержался в постоянном репертуаре Большого театра.

А. Деген, И. Ступников

Иллюстрация:
Судейкин С. Ю. Эскиз для балета «Паганини»

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Сергей Рахманинов

Дата премьеры

30.06.1939

Жанр

балеты

Страна

Россия

просмотры: 5970
добавлено: 26.11.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть