Пуни. Балет «Конёк-Горбунок, или Царь-девица»

The Little Humpbacked Horse

Балет «Конёк-горбунок, или Царь-девица». Эскиз декораций К. Коровина

Волшебный балет в 4 актах (9 картинах).

Композитор Ц. Пуни, сценарист (по П. Ершову) и балетмейстер А. Сен-Леон, художники А. Роллер, Г. Вагнер, М. Шишко, А. Бредов, А. Шарлемань, дирижер А. Папков.

Премьера состоялась 3 декабря 1864 года в Большом театре, Санкт-Петербург.

Сюжет

1. Базарная площадь. Трое сыновей Петра спят под сараем. Выходит отец и упрекает их в неготовности к торговле. Сыновья приносят свои мешки, которые неполны. Урожай на их землях все хуже. Молодые думают лишь о танцах и плясках. Наступает ночь, После упреков отца братья решают стеречь свое поле, чтобы понять, кто портит их урожай. Начинается гроза. Старший брат Данила уходит провожать девушек. Средний брат также уходит домой — он промок насквозь. Один Иванушка (по кличке «дурачок») всегда весел и бодр, ему, видно, и караулить.

Поле. В полночь кричит петух, и Иван видит, как по полю носится что-то белое. Это конь с золотой гривой, за нее-то и ухватился не испугавшийся Иванушка. Гроза усиливается, облака заволакивают все небо. Конь поднимает Ивана под облака, затем опускает где-то в незнакомой местности на землю и предлагает отпустить его за выкуп. Иванушка соглашается и видит, как белый конь превратился в невзрачного конька с горбом на спине. Конек-Горбунок обещает подарить Ивану пару отличных коней и себя в придачу. Если Иванушка что-то захочет, то достаточно коснуться рукой горба, и желание исполнится. Иванушка садится на конька и улетает домой.

В родной конюшне братья обнаруживают спящего Иванушку и двух новых коней, которых откуда-то привел младший брат. Они решают продать их Хану и, наконец, разбогатеть. Конек будит Иванушку и предлагает пуститься в погоню за братьями.

2. Роскошные палаты Хана. Его любимая жена пляшет «танец с бандурой». Стражники приводят троих незнакомцев. Это братья ссорятся из-за коней. Конек, под видом купца, почтительно кланяясь, докладывает Хану, что кони принадлежат младшему. Имеется и соответствующая расписка, которую Иванушка неожиданно обнаруживает у себя в кармане. Хан покупает лошадей, братья делят полученные пять шапок серебра. Конек уговаривает Хана оставить у себя Иванушку конюшим. Конек дает Иванушке волшебный кнут со словами: «Как взмахнешь им, так я и приду на помощь». Новый конюшенный празднует свое назначение вместе с придворными. Один из них — Мутча, захмелев, просит Иванушку оживить женские фигуры на восточном ковре. Тот взмахнул кнутом, и вот они уже танцуют. Входит Хан, он видел во сне дивную красавицу. Мутча доносит, что Иванушка только что оживил четырех красоток. Хан велит Иванушке добыть молодую царевну, которая одна может вернуть Хану юношеский пыл. «Иначе будешь наказан кнутом». Иванушка опять зовет на помощь Конька. Тот предлагает показать Хану сквозь стену самых красивых девиц разных стран, чтобы тот мог указать свою желанную. По взмаху кнута являются и танцуют перед Ханом разнообразные красавицы: американка, мавританка, индианка, египтянка, Ариадна и, наконец, Царь-Девица — дочь Луны, сестра Солнца. В ней Хан с восторгом узнает свою мечту. Иванушка с Коньком-Горбунком отправляются в путь.

3. Красивый остров среди океана. Здесь любимое место Царь-девицы, в ожидание которой будущие похитители прячутся. Появляются нереиды, они тоже ожидают Девицу. Та приплывает в огромной раковине в окружении свиты русалок. Танцы нереид. Темнеет, настала пора расставаться. Хитрый Конек отвлекает Девицу роскошным разноцветным фонтаном. Месяцы не смогли защитить сестру, и Иванушка хватает Царь-девицу за косу. На верном Коньке они улетают к Хану. Нереиды с отчаянием смотрят им вслед.

4. Спальня Хана. Все уже отчаялись увидеть Иванушку, хотя гонцы обшарили все стороны света. Гнев Хана прерывает таинственное оцепенение, сон овладевает всеми. Прибывают долгожданные путешественники, по мановению кнута все просыпаются. Хан в восторге подносит Девице богатые дары, но та остается равнодушной. Она упрекает Хана — неволя гнетет ее. Хан обещает ей все свое царство за благосклонность. Чтобы рассеять тоску, Иванушка наигрывает на дудке. Услышав мелодию «Соловей мой, соловей», Девица начинает танцевать. Хан в восторге снова предлагает руку и сердце. Девица, чтобы оттянуть сватовство, требует сначала найти кольцо ее матери, которое упало при перелете через океан. Хан отводит Иванушке три дня для того, чтобы найти и вернуть кольцо. Иванушка снова улетает на Коньке.

Ледовитый океан. На льдинах плывут Конек-Горбунок с Иванушкой, который ни жив ни мертв от страха и холода. Конек ободряет его, обещая, что скоро станет теплее. Они опускаются на дно океана.

Морское дно. Их встречают с почетом. Пока все морское население ищет кольцо, гостей развлекают танцами ерши, караси и раки. Гран па и вакханалия нереид. Кольцо находит ерш, и царица нереид вручает его Иванушке.

Ханский дворец. Чтобы Девица не сбежала, на нее надели цепи. Все томятся в ожидании. Появляется счастливый Иванушка с кольцом, — к браку нет препятствий. Девица придумывает новое требование, — Хан должен стать моложе. Девица уверяет, что знает верное средство: надо искупаться в котле с кипятком, а затем в котле с молоком. Хитрый Хан решает проверить «рецепт омоложения» на Иванушке. По совету Конька тот соглашается. Нырнув в первый котел, он выходит из второго писаным красавцем. Хан спешит повторить «опыт», но кипяток губит его. Царь-девица отдает свою руку Ивану, народ признает его новым Ханом. Появляются Петр с сыновьями, которых он с радостью прощает. Конек-Горбунок прощается с Иванушкой и исчезает.

Апофеоз. Общая пляска представителей народов, обитающих в России.

* * *

Артюр Сен-Леон (1821-1870) — артистический псевдоним Шарля Виктора Артюра Мишеля. Он дебютировал как скрипач в 13 лет, как танцовщик в 14. В 1859-1870 годах руководил петербургским балетом, сменив на этом посту Жюля Перро. Их художественные принципы были во многом полярны. Екатерина Вазем, работавшая с хореографом, вспоминала: «Основным элементом в балетах Сен-Леона был танец как таковой. Программы балетов составлялись исключительно для более или менее удачной увязки между собой длиннейшего ряда танцев, как сольных, так и ансамблевых и массовых. Балеты Сен-Леона таким образом представляли собой сплошные дивертисменты, а драматическая часть его произведений была обыкновенно довольно слабой. Но этот минус с лихвой искупался каскадом интересных, живописных классических танцев, поставленных с исключительным знанием балетной классики и ее возможностей и к тому же всегда удивительно музыкально».

После пяти лет службы в России Сен-Леон решился поставить балет на русскую тему. Кто познакомил его со сказкой Петра Ершова точно неизвестно. Одни утверждали, что инициатива исходила от известного характерного танцовщика Тимофея Стуколкина, другие вспоминали, что это была группа балетоманов, третьи указывали на неких оркестровых музыкантов. Конечно, хореограф не знал ни русского фольклора, ни обширного богатства русской пляски. Да и композитор Цезарь Пуни не мог помочь ему в этом плане. Автор более 300 балетных партитур, он с легкостью сочинял новые вариации прямо на репетиции. Его мелодично обезличенная музыка легко танцевалась, но не могла дать развернутых характеристик образов спектакля. В дальнейшем музыка «Конька-Горбунка» подверглась многочисленным переделкам, переинструментовке и даже вставкам из сочинений других композиторов.

После премьеры голоса прессы разделились. Одни приветствовали первый за долгое время русский балет: «Наконец, балетоманы отпраздновали в Петербурге свой давно жданный праздник. Фантастическая детская сказка г. Ершова „Конек-Горбунок", благодаря таланту г. Сен-Леона, преобразилась в роскошнейшую хореографическую пьесу, положительно можно сказать, стала апофеозой в балетном нашем репертуаре». Хвалили Марию Муравьеву, придавшую традиционно балетному образу Царь-девицы немало достоверных народно-поэтических черточек. Обилие превосходно исполненных танцев и небольшая драматическая нагрузка образа соответствовали характеру дарования балерины. Особенный успех имела Муравьева в «разнохарактерных танцах» третьего акта. После вариации на тему алябьевского «Соловья» шла «Меланхолия» (разновидность модного танца «Космополитана») и завершалось все лихой мазуркой. Николай Троицкий, заменивший заболевшего Стуколкина, создал обаятельный образ Иванушки. Его персонаж наивно и лукаво удивлялся разным чудесам волшебной русской сказки.

С другой стороны, именно «Конек-Горбунок» стал удобной мишенью прогрессивной общественности для насмешек и сатирических пародий, упрекавших балет в бессодержательности и даже реакционности. Особенно раздражал верноподданнический финал, где плясали «разнородные племена, обитающие в России»: русские, поляки, лапландцы, китайцы, персияне, курды, болгары, эстляндцы, латыши, имеритинцы, бухарцы, тунгузы, гурийцы, киргизы, самоеды, хивинцы, лезгины, белорусы, татары и крымские татары. Советские историки балета также упрекали творчество Сен-Леона в целом, и «Конька» в частности, в приспособленчестве к вкусам двора и богатых балетоманов и забвении идеалов романтизма. Однако признавали, что чисто хореографические находки Сен-Леона в области виртуозного классического танца обогатили лексику балета.

Видоизменяясь, балет «Конек-Горбунок» прожил почти сто лет. В 1895 году Мариус Петипа обновил его для балерины Пьерины Леньяни. Оживлялись уже не фигуры на ковре, а статуи (позже эти странные обитатели ханского дворца стали «настенными фресками»). Заново были сочинены не только их вариации, но и «Соловей», «Меланхолия», а также ряд танцев финального «парада племен». Позже Лев Иванов поставил венгерскую танцевальную сюиту на музыку второй рапсодии Листа. В Москву «Конька» впервые перенес в 1866 году сам Сен-Леон. Однако решительно обновил балет в Большом театре в 1901 году Александр Горский. Многие танцы были сочинены заново на музыку А. Дворжака, П. Чайковского, А. Глазунова, Ю. Симона. Декорации и костюмы стали одной из первых работ Константина Коровина в балете. В картине подводного царства появилось эффектное па-де-труа жемчужин и Океана на музыку А. Арендса. Такой, теперь уже пятиактный вариант старого балета был перенесен в Мариинский театр в 1912 году.

Любопытные мысли вызвал этот «бессодержательный» балет у немолодого и искушенного критика: «Народ-простачок с горячим сердцем идет к преображению своего облика через мытарства судьбы. Кругом — пляс, шум и хохот. Но в отдалении, в ореоле лучей, народ видит образ манящей его красоты. И он стремится к ней душой. В его глазах Царь-девица затмевает своим значением все на свете» (А. Волынский).

«Конек-Горбунок» легко пережил революцию 1917 года, новый зритель интересовался им больше чем «Лебединым озером». Спектакль Горского стал основой для постановок балета в Москве (1914, 1928, 1948) и в Ленинграде (1945, 1963). В последней редакции было только три акта, но и они казались пыльными и скучными, хотя в роли Царь-девицы выступала молоденькая Наталья Макарова. Время спектакля Пуни—Сен-Леона—Петипа—Горского прошло. В 1963 на смену ему пришел «Конек-Горбунок» композитора Родиона Щедрина.

А. Деген, И. Ступников

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Цезарь Пуни

Дата премьеры

03.12.1864

Жанр

балеты

Страна

Россия

просмотры: 895
добавлено: 11.04.2017



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть