Хренников. Балет «Гусарская баллада»

Балет в трех действиях на музыку Тихона Хренникова. Либретто О. Виноградова. Балетмейстеры О. Виноградов и Д. Брянцев.

Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 3 апреля 1979 г.

Действующие лица:

Шура Азарова. Ржевский. Иван, слуга Шуры. Граф Нурин. Денис Давыдов. Жермон. Друг Ржевского. Генерал. Азаров. Губернатор. Князь Балмашов. Французский офицер. Кузины. Гости на балу, партизаны, русские и французские солдаты.

Действие первое

Картина первая. Комната Шуры.

В доме отставного майора Азарова идут приготовления к балу. Его племянница Шура вместе со своими кузи нами примеряет маскарадные костюмы. Веселое оживление. В воздухе мелькают ленты, шали, мантильи. Шурочка удивила всех — она решила одеться в гусарский мундир. Иван, старый слуга, вспомнив свое боевое прошлое, шутя показывает ей несколько фехтовальных приемов. Одна из кузин сообщает о приезде нового гостя, и девушки убегают переодеваться.

Появляется красавец гусар Ржевский. Он — нареченный жених Шуры. Сегодня поручик должен впервые увидеть свою невесту. Шура, переодетая в гусарский наряд, задержалась в гостиной. Она хочет уйти незамеченной, но Ржевский видит «юного корнета» и радостно приветствует его. Они знакомятся. Шура с волнением слушает рассказы о лихой гусарской жизни. Однако, боясь разоблачения, «корнет» поспешно скрывается, оставив Ржевского, увлеченного собственным повествованием.

Азаров рад встрече с сыном сослуживца по полку и знакомит его со своим семейством. Вот и Шурочка. Переодевшись в женское платье, она, чтобы не быть узнанной, так жеманничает и кривляется, что вызывает у Ржевского неприкрытое раздражение. Он готов бежать от нареченной невесты. Но самой Шурочке пришелся по сердцу лихой гусар, и она решает во что бы то ни стало покорить его.

Картина вторая. Бал.

Шура предстает перед Ржевским в вихре бала то кисейной барышней, капризной и напыщенной, то озорным безусым корнетом. Поручик не скрывает, что невеста ему не нравится, однако согласен жениться на ней, потому что дал слово своему дяде — тот заплатил за него карточный долг. «Корнет» оскорблен за свою кузину и вызывает Ржевского на дуэль. Но дуэли не суждено состояться. Прибывший губернатор сообщает тревожную новость: французская армия, возглавляемая Наполеоном, вторглась в Россию. Все потрясены. Мужчины готовы грудью встать на защиту отчизны. Женщины провожают их в поход. Уезжает в свой полк и Ржевский. Лишь граф Нурин, только что прибывший из Парижа и демонстрировавший гостям французские танцы и манеры, трусливо прячется.

Шура не может остаться в стороне, когда отечество в опасности. Она принимает смелое решение — в костюме гусара отправиться в действующую армию. Слуга Иван пытается объяснить ей, что война — это не детская игра, напоминает, что она еще совсем недавно не расставалась с куклой. Однако, покоренный твердостью и отвагой девушки, соглашается сопровождать ее.

Действие второе

Картина третья. Нашествие.

Горят русские города. Все разрушает и сметает на своем пути французское войско. Время от времени партизаны Дениса Давыдова, словно коршуны, налетают на французов.

Картина четвертая. Привал.

Гусары отдыхают после очередного боя. Среди отбитых у французов пленных оказывается известная актриса Жермон. Партизаны устраивают пирушку в честь удачной вылазки и победы над врагом. В разгар веселья появляется Шура в костюме корнета. Она привезла пакет из штаба. Ржевский тепло приветствует полюбившегося ему «корнета» и представляет его своим товарищам по оружию. Шуре наливают бокал вина. В смущении она пытается выпить вино. Гусары, обнаружив, что «корнет» не умеет пить, решают обучить его этому искусству. К концу «урока» «корнет» не в состоянии держаться на ногах. Ржевский пытается помочь юному другу, но тот, неожиданно обнаружив строптивость нрава, вспоминает о несостоявшейся дуэли и настаивает, чтоб поединок был продолжен. Вернувшийся из штаба Денис Давыдов, предводитель партизан, пристыдив корнета, отправляет его с важным поручением.

Картина пятая. Засада.

Ночь. Зимний лес. Огромные мохнатые ели покрыты снегом. Французы устраивают засаду, в которую попадает князь Балмашов, адъютант императора, следующий в ставку фельдмаршала с секретным пакетом. Шура и верный Иван спасают князя, отважно отбив его у французов.

Картина шестая. Ставка.

Офицеры штаба обсуждают предстоящую военную операцию. Присутствует здесь и граф Нурин, всячески рекламирующий теперь свой «патриотизм».

Внимание всех привлекает молодой корнет, ведущий связанного французского офицера. Это Шура. Все поздравляют ее. Но в этот счастливый момент Шура сталкивается с Нуриным, который узнает в ней племянницу Азарова. Шура пытается скрыться.

Нурин спешит сообщить о своем открытии фельдмаршалу. Тот вызывает к себе «корнета». Шура не может лгать и признается, что она женщина. Рыдая, умоляет девушка разрешить ей остаться в армии. Фельдмаршал непреклонен и приказывает Азаровой немедленно покинуть войско.

Князь Балмашов, отоспавшись после неприятного происшествия, приходит к фельдмаршалу с пакетом от императора. Заметив заплаканного «корнета», скромно стоящего в стороне, он неожиданно узнает в нем своего спасителя и просит фельдмаршала наградить героя за совершенный подвиг. Фельдмаршал не может не отдать должное смелости «корнета» и в присутствии войска прикалывает к его мундиру орден.

Действие третье

Картина седьмая. Дом Азарова.

Всё здесь неузнаваемо изменилось. Разбросана поломанная мебель, разбиты зеркала. Любимая кукла Шуры прикреплена к стене вместо мишени. Трудно узнать в больном, немощном старике майора Азарова. В доме разместился штаб неприятеля. Французы совещаются, вырабатывая план дальнейших боевых действий. Они не сразу замечают Шуру, которая, переодевшись в мундир французского пленного, проникла сюда, чтобы похитить карту расположения вражеских войск. Это почти удается ей, но в последний момент ее задерживают и хотят расстрелять.

Подоспевшие гусары обращают врага в бегство и спасают Шуру. От пережитого волнения она теряет сознание. Азаров открывает секрет «корнета»: Шура — его племянница и невеста Ржевского. Все изумлены. И когда Шура появляется в женском наряде — он идет ей ничуть не меньше, чем гусарский мундир! — Ржевский с восхищением и покорностью склоняется перед ней. Гусары оставляют влюбленных наедине. Вот оно, счастье! Но звучит военный рожок — война еще не кончена, враг не полностью изгнан с родной земли. Отряд выступает в поход. Ржевский прощается с любимой.

Шура с нежностью смотрит ему вслед и вдруг, схватив снятый было мундир, кивер и саблю, устремляется вслед за своим избранником.

реклама

вам может быть интересно

Бах. Кантата No. 21 Вокально-симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Тихон Хренников

Дата премьеры

03.04.1979

Жанр

балеты

Страна

СССР

просмотры: 4237
добавлено: 25.07.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть