Норвежский балет

Норвегия богата танцевальным фольклором, но развитие театрального танца началось здесь позднее, чем в других скандинавских странах. С 20-х гг. 19 в. норв. танцовщики появлялись в драматич. спектаклях, напр. в постановках актёра И. П. Стрёмберга, вводившего в них танцевальные соло. Балетные представления показывали приезжие труппы: в сер. 19 в. датские артисты во главе с Авг. Бурнонвилем - "Свадебный поезд в Хардангере", где были и норв. танцы, в 60-х гг. труппа А. Гредлу - "Власть Гульдры" в его постановке. В 1899 был открыт Норвежский нац. театр. Первый балетмейстер и педагог - Т. Хальс Ульсен. Её ученица Г. Кристенсен и рус. танцовщик И. Тарасов поставили в 1914-17 неск. балетов, в т. ч. "Коппелию", где выступили танцовщица Л. Ибсен и танцовщик П. Обель. В 20-х гг. благодаря усилиям работавших в драматич. театрах ученицы Э. Жака-Далькроза - И. Якоби и ученицы Р. Лабана и К. Йосса - Э. Линденберг популярность приобрёл свободный танец. Первые попытки создать нац. балет были предприняты после 2-й мировой войны. В 1945 балетм. Г. Хьёлос поставила балет на сюжет Х. Э. Кинка "Баллада смелости" Синдинга. В 1948 она создала совм. с англичанкой Л. Браун труппу Новый норвежский балет, где были поставлены нац. балеты "Тюриханс" и "Маленький Фрикк со скрипкой" (оба на нар. муз., балетм. Х. Хьёлос), "Дьявольская мелодия" Эгге (балетм. Л. Браун) и балеты шведа И. Крамера, работавшего в труппе после ухода Браун в 1950. До 1952 Новый норвежский балет выступал в Народном музее Осло и др. помещениях, разъезжал по стране, гастролировал в Скандинавии и Англии. Исполнителями были танцовщицы Б. Клаусен, Э. Рогер, Х. Мюрер, танцовщик Х. Хьёлос. В 1953 Г. Хьёлос организовала совм. с Р. Тори труппу Норвежский балет, которая в 1954 объединилась с местной оперной труппой. Артисты выступали в оперных спектаклях, но исполняли также балет "Сильфиды" (1957), отрывки из "Щелкунчика" и др. Консультантами были англ. и дат. педагоги и балетмейстеры - М. Скипинг, А. Тюдор, Б. Бартолин. Нередко в гл. ролях выступали иностр. гастролёры (М. Фонтейн, Р. Хелпмен и др.). В 1959, когда был открыт субсидируемый государством театр Норвежской оперы, труппа Норвежский балет (10 чел.) вошла в его состав. Первым спектаклем была "Коппелия", поставленная Х. Алджерановым, возглавившим труппу. В 1960 его сменил Н. Орлов, в 1961-65 - Дж. Харрис, которая довела её численность до 20-25 чел. и организовала в 1965 школу, в 1966 - Б. Макдональд и Мюрер. В репертуаре: фрагменты из балетов П. И. Чайковского, "Жизель"; балеты Тюдора - "Сиреневый сад" на муз. Шоссона; Б. Кульберг - "Медея" на муз. Бартока, "Лунный олень" Рисагера; Т. Болендера, Макдональда; Хьёлоса - "Каркисен" на муз. Сольберга (1964) и др. В 1966-70 Норвежский балет возглавляла С. Арова. Стремясь поднять художеств. уровень труппы, она пополнила её иностр. артистами, приглашала из-за границы известных балетмейстеров. Были поставлены "Лебединое озеро", 3-й акт "Раймонды", спектакли из репертуара Королевского дат. балета, перенесённые Э. Бруном ("Сильфида" и др.), вечер балетов Дж. Баланчина, постановки Тюдора, У. Гора, Дж. Батлера. Ведущие артисты 60-х гг.: танцовщицы - А. Борг, К. Блакстад, Мюрер, К. Венгард, Х. Торстенсен, Х. Скрам; танцовщики - Т. Сутовски, Р. Даленг, Ж. де Барбо, П. Дамм, Р. Фразье, Э. Осман, А. Дживс, Х. Гутьеррес, Ф. Конрад. С 1971 труппу возглавляла Борг, с 1978 - Б. Ласт. Численность коллектива увеличилась до 40 чел. В репертуаре: балеты классич. наследия - "Спящая красавица", "Жизель", "Сильфида", балеты С. С. Прокофьева "Золушка" (балетм. Д. Лайне) и "Ромео и Джульетта" (балетм. В. Борковский), пост. Г. Тетли ("Мифические охотники" на муз. Партоса, 1972; "Берега" на муз. Нордхайма, 1974), Баланчина, Гора, А. Картера, В. Роны (с 1974 танцовщик и репетитор труппы, поставил отрывки из "Гаянэ", в ред. Н. А. Анисимовой, и "Щелкунчика", в ред. В. И. Вайнонена). Ряд постановок осуществили норв. балетмейстеры: Блакстад ("Сейчас и навеки" по мотивам скульптур Г. Вигеланна, установленных в парке Осло, на муз. Вивальди, 1972; "Иоханнес и Анима" на муз. Лунстена, 1975); Рогер - синтетич. спектакль "Хаугтусса" по мотивам норв. фольклора на муз. Грига и Лундта (1972); Мюрер - "Пиноккио" Бибало (1976). Среди пост. кон. 70-х гг.: "К солнцу" Янсона (балетм. Э. Рогер), "У нас нет времени" Яры (балетм. Блакстад), оба - 1977; "Лебединое озеро" (1978, балетм. Дж. Филд). При театре имеется творческая мастерская, где молодые хореографы ставят балеты, лучшие из которых включаются в репертуар театра. Среди солистов: танцовщицы - Э. Хьельберг, Л. Лихи, И. Й. Рюттер, А. М. Сунберг, М. Сетер, Г. П. Глад, С. Вестнес, Г. Ракенг, Б. Пью, Ж. Рёдстен; танцовщики - Рона, Т. Сольберг, Дживс, Конрад, А. Людвицки, С. Петтерсон, Ф. Рюттер. Школу возглавляет Харрис. В Осло - также студия свободного танца "Оскар", где работают балетмейстеры Мюрер и Р. Борге.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Барабан Музыкальные инструменты
Амвросианское пение Церковная музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Большой распев Церковная музыка
Губная гармоника Музыкальные инструменты
Симфония Музыкальные жанры
Тремоло Термины и понятия
Литовская музыка Национальные культуры
Бразильская музыка Национальные культуры
Албанский балет Балет и танец
Бирманская музыка Национальные культуры
Тальянка Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 2495
добавлено: 14.07.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть