Родольф. Балет «Амур и Психея»

Героико-пантомимный балет в четырех частях на музыку Жана-Жозефа Родольфа. Автор либретто и балетмейстер Ж.-Ж. Новерр.

Первое представление: Штутгарт, Придворный театр, 1762 г.

Действующие лица

Психея. Венера. Амур. Адонис. Гименей. Меркурий. Грации. Нимфы, Игры, Смехи и Радости. Отряды Амуров и Зефиров. Евмениды. Парки. Отряды Демонов. Жрецы и жрицы Гименея. Небожители.

Часть первая

Декорация изображает бесплодную пустыню. В глубине видна высокая крутая скала.

Сцена первая. Психея прикована цепями к вершине крутой скалы. Одежда ее разорвана. Она содрогается при виде зияющей под ней глубокой пропасти. В отчаянии она простирает руки к небу, моля его о помощи, и, не в силах более сопротивляться страшным образам, рисуемым ее воображением, падает почти замертво в позе, наиболее подходящей, чтобы выразить бесконечную ее скорбь и отчаяние.

Сцена вторая. Амур, плененный прелестями Психеи, не может оставаться равнодушным к ее страданиям. Он хочет спасти ее от грозящих ей опасностей и от мести Венеры. Амур входит в сопровождении Зефира, он велит ему перенести Психею в свой дворец. Вскоре Зефир оказывается на вершине скалы. Мановением руки Амур превращает скалу в сверкающую колесницу; поддерживаемая облаками, она поднимается и уносится ввысь. Бог Цитеры, довольный тем, что спас Психею от мучений, уготованных ей неумолимой завистью его матери, Венеры, покидает сцену, выражая свою безмерную радость.

Часть вторая

Декорация изображает покои во дворце Амура, украшенные всем, что только вкус, богатство и изящество могут создать самого роскошного и благородного.

В глубине покоя — ложе под балдахином, с полуопущенными занавесами, подхваченными алмазными кистями; драгоценные каменья, золото и прекраснейшие цветы украшают эту волшебную залу.

Сцена первая. Психея спит на роскошных подушках, окруженная Грациями, Нимфами, Играми, Смехами и Утехами. Их движения, действия и легкие танцы навевают ей сладостные сновидения — картины радости и наслаждения. Соблазнительные образы проносятся в ее воображении.

Сцена вторая. Быстрая и блестящая музыка возвещает появление Амура. Психея пробуждается, и в то же мгновение справа от нее возникает легкое облачко, на котором восседают Амуры и Зефиры. Две Нимфы подходят к Психее, держа в руках зеркало, поддерживаемое Зефирами; эта группа в виде пирамиды составляется мгновенно. Психея с изумлением взирает на окружающие ее восхитительные предметы. Грации опоясывают ее алмазным поясом, надевают ей на голову сверкающий венец из драгоценных камней и украшают ее одежду гирляндами роз. Амур, спрятавшись позади Нимф, наслаждается видом изумления, красотой и очарованием той, которой он так пленен. Но каково удивление Психеи, когда она бросает взгляд в зеркало — впервые, без сомнения, увиденное ею в жизни; она рассматривает себя то отодвигаясь, то приближаясь, лицо и все ее движения отражаются в его стекле, но она все никак не может понять, в чем причина этого волшебства. Психея то задумывается, то вновь возвращается к зеркалу. Она принимает различные прелестные позы — и зеркало отражает их, оно выражает и те чувства, кои внушены ей тайной властью Амура. Появляется бог любви и становится за ее спиной, прелестные его черты отражаются в зеркале. Психея еще никогда не видела ничего столь прекрасного. Она вздрагивает от восхищения, оборачивается, но Амур исчез; она видит одних только Нимф,— победителя ее нет среди них. Раздосадованная Психея садится и погружается в размышления.

Вновь и вновь восхитительный образ Амура влечет ее к зеркалу, однако по-прежнему она видит в нем только себя и Граций. Но ведь Грации — это не Амур! Психея опечалена: бог Цитеры являлся ей во сне, потом она увидела его в зеркале, потом он исчез, но продолжает жить в ее сердце! Амур растроган, он приближается, лицо его отражается в зеркале, и Психея вновь счастлива. Но Амур снова исчезает. Наступает вечер, и бог велит блестящей свите Психеи удалиться.

Психея ощупью бродит во мраке, она ищет своего возлюбленного, она хочет найти выход из этих темных покоев. Вскоре она наталкивается на Амура, но едва касается его, как он тотчас же ускользает, стремясь еще больше усилить ее тревогу и нетерпение, потом вновь возвращается к ней, с каждым разом все более нежный и более настойчивый. Но напрасно понуждает его Психея открыться ей,— он неизменно отказывает, желая остаться неузнанным.

В конце этой ночной сцены Амура внезапно начинает клонить ко сну: без сомнения, Морфей, по наущению Венеры, щедро посыпал дурманным маком глаза Купидона, который тщетно силится стряхнуть дремоту, лишающую его сладостной возможности видеть ту, которую он любит. Упав на ложе, находящееся в глубине покоев, Амур засыпает. Психея выражает удивление и досаду. Снедаемая любопытством, она тихонько удаляется и тут же возвращается со светильником в руке. Трепеща, приближается к Амуру и восхищенно созерцает его чарующие черты. Но искра от светильника падает ему на бедро и обжигает его; Амур пробуждается, в гневе вскакивает и убегает прочь. Напрасно, догнав его, она падает к его ногам и молит о прощении,— он неумолим. К тому же он знает, что любопытство Психеи подвергает ее опасности мести Венеры, чья власть в этот миг сильнее его собственной. Поэтому он убегает от той, которую обожает, выражая одновременно своим бегством и гнев, и нежную заботу о ней.

Сцена третья. Психея устремляется вслед своему возлюбленному, но внезапно перед ней вырастает Тизи-фона. Эта фурия с кинжалом в руке преследует свою новую жертву, угрожая ей пытками. Вслед за ней являются Мегера и Алектон в сопровождении двух Демонов; увидев Психею, они выражают дикую радость и яростно набрасываются на нее: пока она была во дворце Амура, они не властны были похитить ее, теперь они схватывают ее, дабы ввергнуть в обитель мертвых.

Часть третья

Декорация изображает адскую пещеру; в глубине виден Флегетон. Огненная гора возвышается на берегу этой реки, извергая пламя. Лишь живописец в состоянии изобразить весь ужас этих мест.

Сцена первая. Психея стремительно бежит, спасаясь от ярости гонящихся за нею чудовищ, но они вскоре настигают ее и предают различным пыткам: ее привязывают к скале, и жестокие Евмениды, вооруженные плетьми и змеями, приказывают ей перетащить эту скалу на середину сцены. Изнемогая, несчастная Психея пытается исполнить их приказание, но падает полумертвая, без сил, на эту скалу. Адские твари торжествуют; они снимают с Психеи оковы, желая продлить ее мучения и отдалить ее гибель. Придя в себя, Психея тщетно пытается спастись из этих страшных мест. Колени ее дрожат и подгибаются, она падает наземь; тщетно зовет она Амура, потом, видя, что Демоны и Евмениды недвижно лежат на скалах, решает, что они заснули, и делает попытку взобраться на вершину скалы, нависшую над рекой; тогда исчадия ада, дрожа от ярости, срываются с утесов, преследуют свою добычу и вновь завладевают ею: она снова во власти Тизифоны.

Сцена вторая. Амур внял слезам и жалобам Психеи, услышал ее мольбы. При виде опасности, угрожающей жизни его возлюбленной, он повелевает Тизифоне вернуть ему ту, которая столь мила его сердцу. Но фурия не желает подчиниться воле божества. Амур угрожает ей, но, не страшась его гнева, она кидает Психею в реку, сама бросается вслед за своей жертвой, а за нею следуют и две ее суровые подруги. Амур в отчаянии и клянется Стиксом, что во что бы то ни стало восторжествует над адом и спасет Психею от угрожающей ей гибели. Он исчезает.

Сцена третья. Разверзается земля, из нее вырываются языки пламени, из расселин появляется отряд Демонов. Они зажигают свои факелы от огней, вздымающихся из-под земли. Евмениды, держа в руках концы цепей, в кои закована несчастная Психея, вытаскивают ее из пропасти. Психею преследуют Парки, но прежде чем отнять у нее жизнь, фурии доставляют себе жестокую радость, подвергая ее страшным пыткам. Эта сцена ужасов состоит из ряда картин, одна страшнее другой.

Психея недвижно распростерта на земле и ждет своей гибели. Уже Атропос готова перерезать нить жизни, которую подает ей Лахазис, но тут появляется Амур. Ад содрогается: Геракл на время отдал Амуру свои силы, и тот вступает с адом в сражение; он повергает ниц Евменид, заковывает в цепи Парок и отнимает у них оружие. Поверженный и побежденный отряд исчадий ада служит как бы подножием Амуру: он восходит вверх по их телам и господствует над ними. Психея открывает глаза, видит своего возлюбленного и простирает к нему руки. Он бросается к ней и ведет Психею за собой. Внезапно скала превращается в сверкающую колесницу. Тщетно пытаются Демоны удержать эту колесницу Купидона: сноп огня, вырвавшийся из факела Амура, отгоняет их. Со всех сторон разверзаются пропасти, которые поглощают Евменид вместе с их свитой, а победитель ада Амур улетает по воздуху, унося с собой свою добычу.

Часть четвертая

Декорация изображает дворец Венеры. В глубине — трон.

Сцена первая. Венера восседает на троне, у ног ее страстно ею любимый Адонис. Грации окружают ее и венчают короной, Амуры и Зефиры образуют разнообразные группы, а свита Венеры — Игры, Утехи и Нимфы — составляет изящный двор богини. Венера и Адонис, исполненные чувствами радости и наслаждения, выражают их в беззаботных танцах.

Сцена вторая. Появляются Амур и Психея. Неожиданное их появление прерывает игры. При виде Психеи Венера сердится — она не может простить Психее, что, будучи самой прекрасной из смертных, она красотой своей отвлекла от богини толпу обожателей и подчинила себе Амура. Амур просит Венеру смилостивиться, Психея униженно молит о пощаде, но Венера ничего не желает слушать; она гневно отталкивает Психею и отвергает все просьбы Амура. Тщетно Грации присоединяют свои мольбы, тщетно и Адонис падает к ногам Венеры, стремясь смягчить ее гнев: она неумолима.

Сцена третья. Появляется бог Гименей, но это отнюдь не смягчает досады Венеры; напротив, она приходит в еще больший гнев; оскорбительным презрением отвечает она на почести, которые он ей расточает. Тем временем прекрасная Психея, решившись на последнюю отчаянную попытку, обнимает ноги Венеры и униженно молит простить ей невольную ее вину. Венера в гневе отталкивает ее. Амур глубоко оскорблен. Он поднимает Психею и таким образом вызволяет ее из этого унизительного положения. В свою очередь, он приходит в страшный гнев. Охваченный жаждой мести, он угрожает матери, отшвыривает свой колчан и стрелы, ломает лук и клянется опрокинуть ее алтарь и навсегда отречься от ее власти. Потом он убегает, уводя с собой Психею. Встревоженная Венера останавливает его; она смягчается, дарует прощение Психее, целует ее, и Амур возвращает матери этот поцелуй, тем самым скрепляя мир между ними. Венера велит принести Психее свадебный наряд. Грации наперебой наряжают ее, силясь сделать ее еще прелестней, если только это возможно. Психея, вне себя от счастья, устремляется в объятия Венеры, чтобы выразить ей свою благодарность. Ее ведут к алтарю. Амур зажигает свой светильник от светильника Гименея. Курится фимиам. Все радуются этому прекрасному мгновению.

Сцена четвертая. Молния рассекает тучу, слышится удар грома. Сверкающие облака, закрывавшие дворец Венеры, расходятся, и на месте его виден Олимп: является Юпитер во всей боевой славе; он выражает желание не только присутствовать при этом священнодействии, но также даровать бессмертие той, которая сумела так пленить его.

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Жан-Жозеф Родольф

Год создания

1762

Жанр

балеты

Страна

Франция

просмотры: 4497
добавлено: 25.07.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть