Бах. Клавирные концерты

Cembalokonzerte

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach)

Черты концертности, сказавшиеся в партитах и прелюдиях Английских сюит проявились не случайно. Напомним, что в Кётене Бах создал Бранденбургские и скрипичные концерты, в Лейпциге часть этих сочинений была переложена для клавира с сопровождением, а в половине 30-х годов написан Итальянский концерт. Этому предшествовала, начиная еще с Веймара, интенсивная работа по усвоению опыта итальянских мастеров, в первую очередь Вивальди, не менее девяти скрипичных концертов которого Бах переложил для клавира, органа. Транскрипцией концерта Вивальди h-moll для четырех скрипок является баховский концерт для четырех клавиров.

Тринадцать клавирных концертов, написанных Бахом в лейпцигский период, принадлежат всецело ему. Здесь он выступает первосоздателем этого жанра. В то время клавир понемногу входил в музыкальную жизнь большого немецкого города с традициями публичного концертирования и сравнительно широким кругом любителей музыкального искусства. Несколько концертов написано было для Телемановского общества, где Бах с 1729 года выступал в качестве дирижера. Эти сочинения мастера не только «пришлись ко времени» в его эпоху, но образовали в истории музыки новую, очень значительную жанровую линию, протянувшуюся до наших дней.

Семь концертов для одного клавира с сопровождением: № 1 (по нумерации, принятой в издании Баховского общества) — d-moll, № 2 — E-dur, № 3 — D-dur, № 4 A-dur, № 5 — f-moll, № 6 — F-dur, № 7 — g-moll и один c-moll'ный — для двух клавиров с сопровождением — представляют транскрипции собственных скрипичных концертов Баха.

Наиболее популярен в современном фортепианном репертуаре концерт № 1 d-moll, две части которого вошли в кантату «Нас скорбь великая ведет». Произведение это чрезвычайно органично, красиво по клавирной фактуре и, по справедливому замечанию Ф. Вольфрума, «меньше всего напоминает о своем «скрипичном» происхождении».

Совершенные образцы баховского клавирно-концертного стиля — двойной концерт C-dur и оба тройных концерта — C-dur и d-moll, написанные мастером специально для этих ансамблей.

При исполнении и изучении всех этих прекрасных произведений нельзя забывать, что от современного концерта баховский отличается не только темброво-динамическими возможностями, структурой форм, техникой, но и другой ролью солирующего инструмента: это не более как «облигатная партия» в общем ансамбле (струнные и аккомпанирующий клавир — basso continuo). Это сказывается уже в некоторой «универсальности», обобщенности тематизма (скрипка — клавир; клавир — орган). Принцип состязания (концертирования) действует здесь столь же непреложно, как и у итальянцев; отсюда большая или меньшая тематическая насыщенность всей ткани и почти непрестанное активное мелодическое движение в партиях у смычковых. В крайних частях основные, наиболее рельефные тематические проведения поручены tutti или унисону solo и tutti. Помимо этого, струнные ведут голоса, контрапунктирующие мелодическим линиям soli, и участвуют в «эпизодах» разработочного характера. Зато в средних медленных частях трехчастного цикла (тоже по итальянскому образцу) tutti скромно отступают на второй план либо умолкают вовсе (Adagio двойного концерта C-dur), а солирующий клавир вступает в суверенные права и полнозвучно поет свою лирическую мелодию с сопровождением (партия левой руки). По складу эти средние части скорее гомофонны и построены обычно в старинной двухчастной или вариационной форме (на остинатном басу). Между двух кипящих жизнью Allegri они создают пленительно-поэтический контраст.

Первые части циклов наиболее внушительны по размаху и концертны по изложению, энергичны по тонусу, интенсивны по тематическому развитию. В них больше всего заложено элементов, способных послужить материалом для будущих сонатно-симфонических форм. Это прежде всего мотивное дробление с контрапунктической, модуляционной разработкой и типичный тональный план тематических проведений: тонико-доминантовая антитеза в первой части формы, поворот в субдоминантовую сферу — в середине и возвращение в главную тональность — к концу. Однако тематически такое Allegro еще очень далеко от сонатно-симфонического. Его тема по типу часто близка полифоническим формам (ядро и последующее нейтральное движение). Если тема — период, то чаще всего это период типа развертывания, с растворением начального построения в модулирующих секвенциях. Кроме того, тема Allegro, по существу, одна, и именно ее проведения составляют опорную линию всего тонального плана. Между ними расположены части формы, сходные с серединами типа развития; мы могли бы назвать их «тематическими разрежениями» (термин В. А. Цуккермана). В этом смысле структура первой части концерта «двулика»: тематически она еще тяготеет к рондо с разработочными эпизодами; тонально она уже приближается к сонате.

После высокой лирики Adagio, со свойственным ей медлительным развертыванием песенного образа, финалы концертов вновь погружают нас в сферу энергичного движения, высокого и ровного тонуса. Возвращаются первоначальная тональность, темп, рондообразные черты трехчастной формы, активное концертирование у струнных. Так возникает второй большой контраст концертного цикла. Но он не вполне симметричен первому (Allegro — Adagio). В финалах больше блеска, разлива энергии, «крупного штриха», и не раз справедливо подчеркивалась в литературе та естественность, с какой возникают здесь ассоциации, ведущие к образам празднества, народной пляски. Но именно потому финалы элементарнее первых частей по тематизму и разработке, в частности модуляционной; в них меньше глубины и интенсивности внутреннего развития, хотя это и возмещается почти всегда превосходно «организованной» имитационной полифонией. Все вместе взятое приводит к своеобразному результату — неполной симметрии контрастных образов крупного плана.

Завершающей кульминацией на пути баховских исканий и достижений в этом жанре стал Итальянский концерт.

К. Розеншильд


Сочинения:

Итальянский концерт

Концерты для клавесина с сопровождением оркестра:
№ 1, d-moll; № 2, E-dur; № 3, D-dur; № 4, A-dur; № 5, f-moll; № 6, F-dur; № 7, g-moll

Концерты для двух клавесинов с сопровождением оркестра:
№ 1, c-moll; № 2, C-dur; № 3, c-moll

Концерты для трех клавесинов с сопровождением оркестра:
№ 1, d-moll; № 2, C-dur

Тройной концерт для клавесина, флейты и скрипки с сопровождением оркестра a-moll

16 концертов Вивальди, Марчелло, Телемана, Иоганна Эрнеста Веймарского

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Иоганн Себастьян Бах

Жанр

концертные

Страна

Германия

просмотры: 7867
добавлено: 20.09.2014



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть