Берлинские следы Глинки

12.04.2003 в 12:33

Михаил Глинка

Благодаря усилиям российского посольства в Берлине и ряда энтузиастов удалось восстановить утерянные страницы берлинского периода жизни Михаила Глинки.

Небольшой кусок России в центре Берлина, овеянный романтическим флером из смеси истории и высокого искусства. 307 лет тому назад этот город посетил царь Петр Первый под именем плотника Михайлова, а через 137 лет Берлин увидел другого великого русского — Михаила Ивановича Глинку.

В 1833 году Глинка в первый раз приехал в Берлин и познакомился с насыщенной музыкальной жизнью немецкой столицы. Она вдохновила его творческую мысль, желание творить национальную музыку. В эти несколько месяцев, Глинка давал уроки пения, сочинял музыку, включая романсы „Дубрава шумит“ на слова Жуковского, и „Не говори: любовь пройдет“ по Дельвигу. В апреле 1834 года он побывал на представлении оперы Вебера „Волшебный стрелок“, а уже на следующий день поделился в письме к другу в Петербурге своим замыслом создать оперу на национальный русский сюжет. Два года спустя появилась опера „Жизнь за царя“ (в советском варианте - "Иван Сусанин").

В тот приезд он познакомился с известным музыкальным теоретиком и педагогом Зигфридом Деном. Дружба этих двух выдающихся личностей продлится затем всю их жизнь. Глинка учился у Дена тайнам гармонии, овладевал секретами многозвучия Генделя и Баха. Уезжал он из Берлина воодушевленным и полным новых планов.

Следующая поездка состоялась почти через десять лет, зато в багаже у Михаила Ивановича лежала партитура еще одной оперы „Руслан и Людмила“. „Первый музыкальный знахарь Европы“, как называл Дена сам Глинка, дал восторженную оценку этим операм композитора.

Глинка Берлин любил и не уставал об этом говорить. Например, в письме к своему врачу в Санкт-Петербурге Гейденрейху он писал однажды: „Мне здесь приходится так по душе, что и высказать не могу“. Он гулял по городу, наслаждался тишиной и уютом зеленых скверов Тиргартена и Шарлотенбурга. Вероятно, это помогало ему творить, создавало столь важную для него атмосферу высокого искусства.

В 1854 году, в знак высокого уважения к выдающемуся русскому музыканту, возвращающемуся в Россию из Франции, король Фридрих Вильгельм IV, приказал королевской опере исполнить любимую Глинкой „Армиду“ Глюка.

Наконец, именно в Берлине в 1857 году Михаил Иванович испытал настоящий триумф как композитор. Он стал первым русским, который удостоился чести представить в гала-концерте в Королевском Дворце на Шпрее одно из своих произведений. В числе сочинений других авторов, прозвучал терцет „Ах, мне бедному“ из эпилога „Жизни за царя“. Высший берлинский свет был покорен русским музыкальным гением. К сожалению, этот триумф стал последним в его жизни. По дороге с концерта, в морозный январский день, Глинка простудился и через несколько недель умер. Его похоронили в берлинской земле, но в мае 1857 года, по настоянию сестры композитора, гроб с телом Глинки был доставлен в Санкт-Петербург. Там, на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре, он и нашел свой вечный покой.

Берлин ответил любовью на любовь. Впервые за рубежами России русскими музыкантами во главе с Балакиревем к 95-летию Глинки был создан мемориал с бюстом композитора и памятными досками, а на улице, которая носит имя великого композитора, позднее был установлен барельеф.

Как это часто бывает, россияне отнеслись к поиску наследия своего гения намного небрежнее немцев, которых всегда увлекала личность музыканта, окончившего свой земной путь в их столице. Сто лет тому назад, Милий Алексеевич Балакирев сказал по этому поводу в сердцах: “Нам бы поучиться у немцев упорным стараниям, с которыми они хлопочут о распространении своего Вагнера“.

Ежегодно в Берлин приезжают выдающиеся российские музыканты с солидными репертуарами, но, к сожалению, Глинки там нет. Несколько лет назад группа энтузиастов во главе с Юрием Николаевичем Фостом создала общество друзей памяти Глинки. Много архивных документов, фотографий изучил Фост, создав уникальную монографию о творчестве Глинки берлинского периода. Общество поставило своей целью - вернуть память о великом российском композиторе и его волшебную музыку в культурную жизнь Берлина.

Посол России в Германии Сергей Крылов, открывая два года назад памятную доску композитора, созданную по проекту Фоста, сказал, что счастлив тому, что имя Глинки многократно отражается на культурной карте столицы Германии.

Юрий Николаевич Фост, рассказывает, что это было не так просто. „Мы занялись историей Берлина, объездили окрестности, обходили все улицы. Именно в этот момент наш интерес вызвала улица имени Глинки. У нас были определенные представления о том, что Глинка выезжал в Европу, что любил европейскую музыку. Мы ходили по этой улице, смотрели на старый барельеф и, как многие, пребывали в заблуждении: а где же Глинка, собственно, в Берлине жил? Неужели в этом доме, где установлен барельеф? Дом в ту пору вряд ли был еще построен. Когда после войны Берлин лежал в развалинах, то, как стало нам известно, этот дом был одним из немногих сохранившихся после бомбежек, и его передали обществу германо-советской дружбы. В 1951 году эту улицу переименовали в улицу Глинки и установили знак с изображением М.И.Глинки и датами его жизни, хотя Михаил Иванович в этом доме никогда не жил.

Тогда мы стали изучать другие материалы и выяснили точный адрес - жил он в доме номер 8 по Французской улице. Но на месте разрушенного во время войны дома и бывшего мемориала на улице находился пустырь. В 1996 году здесь появилось новое здание, и у нас возникла идея установить там памятную доску. Я обратился за помощью в Центральный Государственный Музыкальный музей им. Глинки в Москве, получил несколько любезных ответов от директора, но на этом вся помощь и закончилась. Министерство культуры тоже не заинтересовалось тогда этим вопросом вплотную. Но, несмотря на все трудности, имя Михаила Ивановича постепенно возвращается на подобающее место. В следующем году исполняется двести лет со дня рождения Глинки - прекрасный повод уже сейчас заняться подготовкой этого праздника".

"Хир бин их цухаузе" – "здесь я дома" - говорил своим друзьям композитор, каждый раз, приезжая в свой любимый Берлин.

Александр Сосновский, собкор mn.ru, Берлин

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

культура

Персоналии

Михаил Глинка

просмотры: 2859



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть