Вероника Ивановна Борисенко

Veronika Borisenko

Вероника Ивановна Борисенко

Голос певицы хорошо знаком любителям оперы старшего и среднего поколения. Записи Вероники Ивановны часто переиздавались на грампластинках (ряд записей переиздан сейчас на CD), звучали по радио, в концертах.

Родилась Вера Ивановна в 1918 году в Белоруссии, в деревне Большие Немки Ветковского района. Дочь железнодорожника и белорусской ткачихи, она поначалу и не мечтала о профессии певицы. Правда, её тянуло на сцену и, окончив семилетку, Вероника поступает в театр рабочей молодёжи в Гомеле. Во время спевок хора, разучивавшего массовые песни к Октябрьским праздникам, её яркий низкий голос легко перекрывал звучание хора. На выдающиеся вокальные данные девушки обращает внимание руководитель хора - директор Гомельского музыкального техникума, который настоял на том, чтобы Вера Ивановна училась пению. Именно в стенах этого учебного заведения и началось музыкальное воспитание будущей певицы.

Чувство благодарности и любви к своему первому педагогу, Вере Валентиновне Зайцевой, Вероника Ивановна пронесла через всю свою жизнь. "В течение первого года обучения мне не разрешалось петь ничего, кроме упражнений, которые я повторяла бесконечное количество раз, - рассказывала Вероника Ивановна. - И только для того, чтобы хоть несколько рассеяться и переключиться, Вера Валентиновна разрешила в первый год занятий спеть романс Даргомыжского "Мне грустно". Умением работать над собой я целиком обязана моей первой и любимой преподавательнице". Затем Вероника Ивановна поступает в Белорусскую госконсерваторию в Минске, целиком посвящая себя пению, которое к тому времени стало окончательно её призванием. Великая Отечественная война прерывает эти занятия, и Борисенко входит в состав концертных бригад и едет на фронт, чтобы там выступать перед нашими бойцами. Затем её отправляют доучиваться в Свердловск в Уральскую консерваторию имени М. П. Мусоргского. Вероника Ивановна начинает выступать на сцене Свердловского театра оперы и балета. Она дебютирует в партии Ганны в "Майской ночи", причём внимание слушателей привлекает не только обширный диапазон, но и, в особенности, красивая тембровая окраска её голоса. Постепенно молодая певица начала приобретать сценический опыт. В 1944 году Борисенко переходит в Киевский театр оперы и балета, а в декабре 1946 года её принимают в Большой театр, где она проработала с небольшим перерывом в три года до 1977 года, на сцене которого она с успехом спела партии Ганны ("Майская ночь"), Полины ("Пиковая дама"), Любаши "Царская невеста"), Груни ("Вражья сила"). Особенно Вере Ивановне на начальном этапе выступлений в Большом удалась партия и образ Кончаковны в "Князе Игоре", потребовавшем от актрисы особенно напряжённого труда. В одном из писем А. П. Бородин указывал, что его "тянет к пению, кантилене". Это стремление великого композитора ярко и своеобразно проявилось в знаменитой каватине Кончаковны. Принадлежа к числу лучших страниц мировой оперы, эта каватина отличается удивительной красотой и гибкостью орнаментальной мелодии. Исполнение Борисенко (сохранилась запись) - свидетельство не только о законченности вокального мастерства, но и о тонком чувстве стиля, присущем певице.

По воспоминаниям коллег Вероника Ивановна с огромным увлечением работала и над другими образами в русской классической опере. Её Любовь в "Мазепе" полна энергии, жажды действия, это - подлинная вдохновительница Кочубея. Немало потрудилась актриса и над созданием цельных и ярких образов Весны-Красны в "Снегурочке" и Груни в шедшей тогда на сцене Большого театра опере А. Серова "Вражья сила". Полюбился Веронике Ивановне и образ Любавы, она так говорила о своей работе в "Садко": "С каждым днём я всё больше начинаю любить и понимать обаятельный образ Любавы Буслаевны - жены новгородского гусляра Садко. Кроткая, любящая, страдающая, она отражает в себе все черты искренней и простой, нежной и верной русской женщины".

В репертуар В. И. Борисенко входили также партии из западноевропейского репертуара. Особенно отмечали её работу в "Аиде" (партия Амнерис). Певица искусно показывала различные стороны этого сложного образа - надменное властолюбие гордой царевны и драматизм её личных переживаний. Большое внимание Вероника Ивановна уделяла камерному репертуару. В её исполнении часто звучали романсы Глинки и Даргомыжского, Чайковского и Рахманинова, произведения Генделя, Вебера, Листа и Массне.

Дискография В. И. Борисенко:

  1. Ж. Бизе "Кармен" - партия Кармен, вторая советская запись оперы 1953 года, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр В. В. Небольсин (партнёры - Г. Нэлепп, Е. Шумская, Ал. Иванов и др.).
    (В настоящее время запись выпущена отечественной фирмой "Квадро" на CD).
  2. А. Бородин "Князь Игорь" - партия Кончаковны, вторая советская запись оперы 1949 года, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр - А. Ш. Мелик-Пашаев (партнёры - Ан. Иванов, Е. Смоленская, С. Лемешев, А. Пирогов, М. Рейзен и др.).
    (Последний раз переиздавалась "Мелодией" на грампластинках в 1981 году)
  3. Дж. Верди "Риголетто" - партия Маддалены, запись 1947 года, хор ГАБТа, оркестр ВР, дирижёр С. А. Самосуд (партнёры - Ан. Иванов, И. Козловский, И. Масленникова, В. Гаврюшов и др.).
    (В настоящий момент издано на CD за рубежом)
  4. А. Даргомыжский "Русалка" - партия Княгини, запись 1958 года, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр Е. Светланов (партнёры - Ал. Кривченя, Е. Смоленская, И. Козловский, М. Миглау и др.).
    (Последний выпуск - "Мелодия", середина 80-х годов на грампластинках)
  5. М. Мусоргский "Борис Годунов" - партия Шинкарки, запись 1962 года, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев (партнёры - И. Петров, Г. Шульпин, М. Решетин, В. Ивановский, И. Архипова, Е. Кибкало, Ал. Иванов и др.).
    (В настоящий момент выпущена на CD за рубежом)
  6. Н. Римский-Корсаков "Майская ночь" - партия Ганны, запись 1948 года, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр В. В. Небольсин (партнёры - С. Лемешев, С. Красовский, И. Масленникова, Е. Вербицкая, П. Воловов и др.).
    (Выпущена на CD за рубежом)
  7. Н. Римский-Корсаков "Снегурочка" - партия Весны, запись 1957 года, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр Е. Светланов (партнёры - В. Фирсова, Г. Вишневская, Ал. Кривченя, Л. Авдеева, Ю. Галкин и др.).
    (Отечественные и зарубежные CD)
  8. П. Чайковский "Пиковая дама" - партия Полины, третья советская запись 1948 года, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев (партнёры - Г. Нэлепп, Е. Смоленская, П. Лисициан, Е. Вербицкая, Ал. Иванов и др.).
    (Отечественные и зарубежные CD)
  9. П. Чайковский "Чародейка" - партия Княгини, запись 1955 года, хор и оркестр ВР, совместная запись солистов ГАБТа и ВР, дирижёр С. А. Самосуд (партнёры - Н. Соколова, Г. Нэлепп, М. Киселёв, А. Королёв, П. Понтрягин и др.).
    (В последний раз выходила на грампластинках "Мелодии" в конце 70-х годов)

реклама

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

16.01.1918

Дата смерти

1995

Профессия

певица

Тип голоса

меццо-сопрано

Страна

СССР

Автор

Александр Марасанов

просмотры: 4249
добавлено: 20.10.2002



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть