Финский балет

Народные финские танцы схожи со шведскими, а в вост. районах отчасти с русскими. Они исполняются в медленном темпе, сосредоточенно, даже несколько меланхолично. Ф. б. стал развиваться только в 20 в. С 1879 в Хельсинки (Гельсингфорс) работал Оперный театр, но первая постоянная балетная труппа появилась в 1920-х гг. Ранее в танц. сценах выступали артисты Т. Детерхольм, М. Грипенберг, Т. Нисканен. Крупным событием в 1908 явились гастроли группы рус. артистов - А. П. Павловой, Л. Н. Егоровой, Е. П. Эдуардовой, Н. Г. Легата, А. Р. Больма. Организатор этих гастролей, будущий директор Оперного театра Э. Фацер стал создателем балетной труппы. Он пригласил в нач. 1920-х гг. балетм. Г. Ге (Грёнфельдта) и учившихся в Петрограде артистов Э. Билль, А. Сакселина, М. Пайчеву, Е. Любтикову, О. Облакову. Первый спектакль - "Лебединое озеро", поставленный Ге в 1922, повторял петроградскую редакцию балета (в гл. партии - Пайчева). Затем Ге перенёс в Хельсинки (также сохраняя в неприкосновенности хореографию) балеты М. М. Фокина "Сильфиды", "Петрушка", "Шехеразада", "Видение розы", а также "Тщетную предосторожность". В них выступали ученица Ге Л. Нифонтова и её партнёр А. Мартикайнен. Ге возглавлял труппу до 1935 и в 1955-62; в 1935-54 балетмейстером был Сакселин, с 1962 - Н. Берёзов. В 1940-60 репертуар включал: "Спящую красавицу" (балетм. М. Скипинг, позднее - Берёзов), "Коппелию"; "Испытание любви" на муз. Моцарта (оба - балетм. Берёзов), "Эсмеральду", "Весну священную"; "Сюиту в белом" на муз. Лало, "Ромео и Джульетту" на муз. Чайковского и "Жар-птицу" (все - балетм. С. Лифарь), "Фрекен Юлию" (балетм. Б. Кульберг); "Этюды" и "Картсилуни" Рисагера (балетм. Х. Ландер). Сов. балетмейстеры поставили "Бахчисарайский фонтан" (балетм. Р. В. Захаров), "Жизель" и "Каменный цветок" (балетм. Л. М. Лавровский). Создавались и нац. балеты: "Скарамуш" Сибелиуса (1935, балетм. Сакселин; 1955, балетм. Коскинен), "Сага" и "Туонельский лебедь" на муз. Сибелиуса (балетм. Сакселин), "Голубая жемчужина" на муз. Мелартина, "Песси и Иллюзия" Соннинена (оба - балетм. Коскинен). В 1930-50-х гг. ведущие танцовщицы - Коскинен, М. фон Бар, Д. Лайне, Л. Такселль, Э. М. Сюльвестерсон, М. Л. Раяла, И. Худова, К. Карнакоски; танцовщики - К. Салин, Л. Ахонен, Й. Лэтти. Среди молодых артистов 70-х гг.: М. Тервамо и И. Тикканен (часто работают за рубежом), С. Энглунд (выступает в Королевском дат. балете). В 70-е гг. труппу возглавляли Берёзов, Сюльвестерсон, А. Картер, Худова. При оперном театре с 1920-х гг. работает балетная школа.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Кобзарь Национальные культуры
Итальянская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Кекуок (кэйкуок) Музыкальные жанры
Фолия Музыкальные жанры
Aplomb, апломб Балет и танец
Грузинская музыка Национальные культуры
Роговой оркестр Музыкальные инструменты
Гармонь, гармоника Музыкальные инструменты
Арабская музыка Национальные культуры
Австрийский балет Балет и танец
Амстердам Города
Реверанс Балет и танец

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 2188
добавлено: 17.07.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть