Финский балет

Народные финские танцы схожи со шведскими, а в вост. районах отчасти с русскими. Они исполняются в медленном темпе, сосредоточенно, даже несколько меланхолично. Ф. б. стал развиваться только в 20 в. С 1879 в Хельсинки (Гельсингфорс) работал Оперный театр, но первая постоянная балетная труппа появилась в 1920-х гг. Ранее в танц. сценах выступали артисты Т. Детерхольм, М. Грипенберг, Т. Нисканен. Крупным событием в 1908 явились гастроли группы рус. артистов - А. П. Павловой, Л. Н. Егоровой, Е. П. Эдуардовой, Н. Г. Легата, А. Р. Больма. Организатор этих гастролей, будущий директор Оперного театра Э. Фацер стал создателем балетной труппы. Он пригласил в нач. 1920-х гг. балетм. Г. Ге (Грёнфельдта) и учившихся в Петрограде артистов Э. Билль, А. Сакселина, М. Пайчеву, Е. Любтикову, О. Облакову. Первый спектакль - "Лебединое озеро", поставленный Ге в 1922, повторял петроградскую редакцию балета (в гл. партии - Пайчева). Затем Ге перенёс в Хельсинки (также сохраняя в неприкосновенности хореографию) балеты М. М. Фокина "Сильфиды", "Петрушка", "Шехеразада", "Видение розы", а также "Тщетную предосторожность". В них выступали ученица Ге Л. Нифонтова и её партнёр А. Мартикайнен. Ге возглавлял труппу до 1935 и в 1955-62; в 1935-54 балетмейстером был Сакселин, с 1962 - Н. Берёзов. В 1940-60 репертуар включал: "Спящую красавицу" (балетм. М. Скипинг, позднее - Берёзов), "Коппелию"; "Испытание любви" на муз. Моцарта (оба - балетм. Берёзов), "Эсмеральду", "Весну священную"; "Сюиту в белом" на муз. Лало, "Ромео и Джульетту" на муз. Чайковского и "Жар-птицу" (все - балетм. С. Лифарь), "Фрекен Юлию" (балетм. Б. Кульберг); "Этюды" и "Картсилуни" Рисагера (балетм. Х. Ландер). Сов. балетмейстеры поставили "Бахчисарайский фонтан" (балетм. Р. В. Захаров), "Жизель" и "Каменный цветок" (балетм. Л. М. Лавровский). Создавались и нац. балеты: "Скарамуш" Сибелиуса (1935, балетм. Сакселин; 1955, балетм. Коскинен), "Сага" и "Туонельский лебедь" на муз. Сибелиуса (балетм. Сакселин), "Голубая жемчужина" на муз. Мелартина, "Песси и Иллюзия" Соннинена (оба - балетм. Коскинен). В 1930-50-х гг. ведущие танцовщицы - Коскинен, М. фон Бар, Д. Лайне, Л. Такселль, Э. М. Сюльвестерсон, М. Л. Раяла, И. Худова, К. Карнакоски; танцовщики - К. Салин, Л. Ахонен, Й. Лэтти. Среди молодых артистов 70-х гг.: М. Тервамо и И. Тикканен (часто работают за рубежом), С. Энглунд (выступает в Королевском дат. балете). В 70-е гг. труппу возглавляли Берёзов, Сюльвестерсон, А. Картер, Худова. При оперном театре с 1920-х гг. работает балетная школа.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Pas de chat, па де ша Балет и танец
Нидерландская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Форлана Музыкальные жанры
Брно Города
Запев Термины и понятия
Коломыйка Национальные культуры
Pas soubresaut, па субресо Балет и танец
Духовые музыкальные инструменты Музыкальные инструменты
Партита Термины и понятия
Тамбурин Музыкальные жанры
Эолова арфа Музыкальные инструменты
Пачка (пачки) Балет и танец

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 2125
добавлено: 17.07.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть