Полина Шамаева: «Минин в зале — это тонизирует…»

Полина Шамаева. Автор фото — Ирина Шымчак

14 октября в Концертном зале имени Чайковского Московский государственный академический камерный хор представляет первый концерт Второго фестиваля «Хор без границ», посвященного предстоящему 95-летию Владимира Николаевича Минина. Под управлением Дмитрия Юровского Хор Минина, ГАСО России имени Е.Ф. Светланова и солисты исполнят Мессу си минор И.С. Баха. Незадолго до концерта одна из участниц проекта, Полина Шамаева, ответила на вопросы Михаила Сегельмана.

— Хоровой дирижер по первому образованию, выпускница Академии хорового искусства имени В.С. Попова, вы начинали как кантатно-ораториальная певица, но потом заблистали в опере. Возвращение от такого репертуара, как «Кармен», допустим, к Мессе Баха (специфическая музыка, ее и пели-то раньше особые певицы типа Кристы Людвиг), требует усилий? Я сейчас не столько о перестройке сознания, сколько о вокале, звуке, красках?

— У меня ведь в репертуаре больше пятидесяти кантатно-ораториальных сочинений, ну и среди них есть, как мы говорим, полотна Баха, Вивальди, Генделя (но очень аккуратно, точечно, без «экскурсий» в колоратуру, — потому что для этой отдельной темы есть отдельные люди). Бах для меня связан с математикой. Я когда-то думала поступать в строительный институт, и когда я берусь за эту музыку, это возвращает меня к точным наукам.

Я ведь почти бросила музыку, — но попался педагог, Татьяна Александровна Кондратьева, которая буквально за год изменила мои планы. И я решила поступать на дирижерско-хоровое отделение, потому что это совмещает и собственно дирижирование, и пение, и фортепиано, и общение, коллективное творчество. И в силу всех этих обстоятельств кантатно-ораториальная музыка мне близка, и я все время ищу что-то новое. К тому же ходовых партий для центрального меццо (если мы не говорим о колоратурном меццо или, скажем, травести), не так уж много: собственно, Кармен, Любаша, Далила, Шарлотта («Вертер» Массне), Ольга. Уберите Шарлотту и Далилу (в России это крайне редко идет), — что остается? Не разгуляешься. А в барочной музыке помогают многолетние ансамблевые навыки: слушаешь, подстраиваешься или перестраиваешься, когда нужен прямой звук и инструментальная точность.

Это и вправду не все могут. Об этом надо думать и все время этим заниматься. Единственный момент — я стараюсь не ставить Баха рядом с «Кармен». Бывало, конечно, всякое, но в идеале нужно иметь хотя бы несколько дней для перезагрузки.

— Что вас как музыканта или слушателя связывает с Хором Минина? Каковы эмоции и ожидания от предстоящего исполнения Мессы на фестивале «Хор без границ»?

— Первая встреча с Владимиром Николаевичем произошла на концерте к 45-летию коллектива в 2017 году — там была ария из «Глории» Вивальди. И я дико волновалась и боялась не оправдать его надежд — ну он же мэтр, он знает, как надо. Но прошло отлично, а потом была «Маленькая торжественная месса» Россини, уже под управлением Тимофея Гольберга, в Большом зале Консерватории. Причем там меня уговорили спеть одну арию за сопрано, — это в свое время и Елена Образцова делала. Ну и вот теперь получила приглашение Дмитрия Сибирцева, и оно очень меня обрадовало. И надеюсь, Владимир Николаевич придет. Минин в зале — это тонизирует!

— Кантатно-ораториальная, оперная, камерная музыка — вы развиваетесь во всех руслах. Если бы не рыночная ситуация, в которой певец — не певец, если он не в опере, — каково для вас желаемое соотношение этих частей?

— Только этих частей не три, а четыре, — потому что есть еще песенный репертуар. Начну с того, что мне хотелось бы участвовать именно в новых оперных постановках, работать с большими режиссерами. Потому что в современном мире мы часто вводимся в готовую продукцию по видео. И это другое… Какие-то подвижки есть, но повторяю, мне хотелось бы найти режиссера, который раскроет во мне что-то такое, чего я сама в себе пока не вижу.

В камерной музыке — свой огромный интерес: не за три часа, а за три минуты ты должен сделать так, чтобы душа развернулась и свернулась. Попробуй заинтересовать слушателя без декораций, грима, реквизита, без режиссера. Ты — одна, ты — обнаженная — вот и давай! Ну и тут вспоминаются Ирина Архипова или Дмитрий Хворостовский. Может, мой вклад в эту сокровищницу пока не такой большой, но семь камерных программ уже сделано, и всегда это полные залы, а потом эти люди в оперу приходят.

А кантатно-ораториальная линия — это вызов себе, это тренировка мозгов. Давай-ка, Полина, спой незнакомую музыку, покажи, что мозги не закисли, что ты в форме! Я говорила о пятидесяти кантатно-ораториальных сочинениях в репертуаре, и многие из них оставили эмоциональный след в душе. Например, кантата «Мать скорбящая» Александра Локшина, которую я исполняла в Новосибирске. Полтора года прошло — а музыка до сих пор не отпускает! Что касается баланса, в идеале мне бы хотелось абсолютно ровного соотношения этих составляющих.

— Разносторонность, умение петь разным звуком, быть равно убедительной в принципиально разной музыке — действительно ваш конек. Ну а дальше — по принципу «подобное тянется к подобному»: есть среди ваших партнеров столь же разносторонние певцы? Кто приходит на ум?

— Абсолютно универсальных артистов очень мало. Мне на партнеров везет, но обычно кто-то сильнее в чем-то одном. Я хочу сказать о двух совершенно уникальных певцах, у которых эти четыре стороны, на мой взгляд, идеально сбалансированы: Василий Ладюк и Алексей Татаринцев.

— В кантатно-ораториальном репертуаре у музыканта с дирижерско-хоровым образованием просыпаются дирижерские инстинкты. «Порулить» не тянет, — по примеру Дмитрия Корчака?

— Вопрос на будущее. Я уже говорила об этом, что никогда не мыслила себя певицей, — только дирижером хора. Не оркестра — хора! В Воронежском музыкальном училище во мне воспитали невероятную любовь к этому. Позже, в Академии хорового искусства, мне привили мысль, что хоровой дирижер несет ответственность за всех (в том числе и тех, кто почему-то этим занимается, хотя не должен этим заниматься), а певец отвечает только за себя. Начались соло, сначала небольшие, потом серьезные. Работа в Московском театре Новая Опера имени Е.В. Колобова. И я пошла по этому пути.

Дирижирование — своего рода подушка безопасности. Пока, в этом году, я поступила в ассистентуру-стажировку Академии хорового искусства и сосредоточусь на вокальной педагогике. А в будущем я, наверное, к этому приду, но для этого нужно будет получить специальное образование в области симфонического дирижирования.

Автор фото — Ирина Шымчак

реклама