Юлия Лежнева в гамбургской «Альцине»

Оперу Генделя «Альцина» поставил в Гамбурге немецкий режиссёр Кристоф Лой в 2002 году. В этом сезоне в заглавной партии выступает его любимая артистка Агнета Айхенхольц.

В первом акте волшебница Альцина наслаждается любовью привороженного рыцаря Руджеро в красном платье на фоне блеклого изображения дворцового парка. Роль Альцины в этой постановке для Агнеты Айхенхольц, безусловно, более выигрышная, чем роль Дафны в спектакле того же режиссера. Но и здесь она удерживает внимание, скорее, хорошей актёрской игрой, чем красотой голоса и безупречностью звуковедения. Айхенхольц изображала классицистскую трагическую героиню, полную тонкой скорби, страдающую от одиночества, нуждающуюся в любви и не получающей её просто так, без колдовских усилий с собственной стороны.

По мере того, как слабеют магические силы Альцины, изменяются костюмы и декорации Герберта Мурауэра — от стилизованных под рокайльные до современных.

Это режиссёрское решение невольно подчеркивает, насколько важны в опере, и, особенно, в барочной опере, наряды, как сильно утрачивают персонажи без них обаяние, насколько более скучным становится действие.

Кем был контртенор Франко Фаджоли в рокайльном камзоле? Манерным высокомерным аристократом, избалованным любовником утонченной дамы. На него было увлекательно смотреть. Кем стал он в третьем акте в ботах и штанах цвета хаки? Невнятной фигурой, выводящей фальцетом арию Руджеро (один из наиболее живых музыкальных номеров в опере), теряющей её остроту и энергию. На этом музыкальном фоне скакали сподвижники, изображая тренировку бойцов спецназа.

Радостная юная Юлия Лежнева вышла в сером платье с фижмами и с выбеленным лицом в роли Морганы, сестры Альцины.

Позже она осталась в корсете, а потом сменила его на занудную юбку миди и белую блузку, как будто заседает секретаршей в старообразном бюро. Моргана на свою беду влюбляется в Брадаманте, временно отвергнутую возлюбленную Руджеро, переодетую мужчиной. Плавное пение Юлии Лежневой «в оригинале» больше всего поразило чувственной глубиной, ореолом женственной страстности, витающим вокруг строгой формы её арий.

Брадаманте и сопровождающий её Мелиссо (Алин Анка) в хаки и с рюкзаками оказываются среди танцоров в туфлях с бантами и долго толкутся среди них, не соображая, что вокруг происходит и где они оказались, так, что невольно вспоминается фраза из фильма «Танцующие призраки»: «Только идиот может не понимать балет».

Брадаманте (Соня Прина) на фоне сестер Морганы и Альцины смотрелась крайне невыгодно. В костюмах, подчеркивающих все недостатки фигуры, она, такое чувство, что пародировала барочные арии со всеми их аффектами. Непонятно было, как её можно было предпочесть во всех отношениях приятному Оронто (ливанский тенор Зиад Неме).

Во втором акте декорация представляет собой что-то вроде палеонтологического музея.

Тогда же нас немного помучили и современным танцем – это были духи, вызванные Альциной. На протяжении всего представления персонажи занимались в основном тем, что входили и выходили через двери по сторонам сценической коробки. Нареа Сон в роли Оберто искала отца, превращенного в льва.

Дирижер Риккардо Менази обеспечил высокое музыкальное качество спектакля, небольшой оркестр давал нежный округлый звук. К слову, всё-таки звучание, приближенное к аутентичному барочному, может быть и не должно являться идеалом. Возможно, барочные композиторы были бы и не против ориентироваться на современный по составу оркестр, а барочные музыканты как раз-таки хотели бы иметь в своем распоряжении инструменты, позволяющие извлекать более сильный и чёткий звук. Тем самым они могли бы соперничать со сценической мощью барочного театра и немного заглушать разговоры в зале, а не служить, скорее, легким фоном для всего этого великолепия.

«Альцина» как барочная опера в принципе не была изначально рассчитана на концентрированное восприятие в течение долгого времени. К концу она начинает, всё-таки, утомлять некоторой однообразностью. Кажется, не так страшно её было бы и подрезать. Тогда как раз потускнели и сценические краски, и

проникновенную «пьету» Юлии Лежневой хотелось адресовать и постановщикам.

Рецензируемое представление состоялось 6 октября 2018 года.

Foto: © Hans Jörg Michel

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в Гамбургскую государственную оперу, Филармонию на Эльбе, а также ряд немецких и европейских театров, концертных залов и музыкальных фестивалей.

реклама

вам может быть интересно