Хрустальный сон Дон Кихота

В Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А.С. Пушкина состоялась премьера новой постановки балета Людвига Минкуса «Дон Кихот».

Это событие — весьма значимое для Нижегородского оперного театра, поскольку в 1936 году «Дон Кихот» стал первым хореографическим спектаклем в репертуаре Горьковского театра оперы и балета (предыдущее название театра). Так что спектакль о приключениях рыцаря печального образа — некий символ для этой сцены.

Впервые же явление балета «Дон Кихот» публике в 4 актах и 8 картинах состоялась в московском Большом театре 14 декабря 1869 года в хореографии и по либретто Мариуса Петипа, а музыку написал штатный балетный композитор Императорских театров Людвиг Алоизий Минкус. (Вот ведь как! Существовали штатные балетные композиторы!).

В 1902 году этот спектакль в хореографии Александра Горского (хотя Петипа в своих мемуарах писал, что Горский выдал его спектакль за свой) перенесли в Мариинский театр, и участвовали в нём лучшие силы того времени: Китри — Матильда Кшесинская, Базиль — Николай Легат, Амур — Тамара Карсавина. Так что хореографическая и исполнительская планка балета «Дон Кихот» изначально была задана высокая. Но и наше время не оскудело на таланты. Авторы нижегородской премьеры — балетмейстер-постановщик Юрий Ветров (Москва), в прошлом — солист Большого театра СССР, и художник-постановщик Евгений Спекторов (Нижний Новгород) создали яркий, красочный и праздничный по духу спектакль.

Уже супер-занавес настроил на классический стиль: во весь его гигантский размер зрителям предстала копия гравюры знаменитого художника Поля Гюстава Доре (1832 — 1883): Дон Кихот на коне, а Санчо Панса на осле едут навстречу новым приключениям. Но супер-занавес как-то незаметно исчез, и перед нами возник кабинет Дон Кихота и он сам в своём «настоящем» костюме, увлечённо читающий очередную книгу. Отправившиеся в путешествие Дон Кихот (Павел Смаев) и Санчо Панса (Максим Малов) появляются на площади испанского городка, где «веселится и ликует весь народ». Яркий солнечный свет заливает площадь, и почти физически ощущается жаркость летнего полдня. Слева в глубине — таверна отца Китри Лоренцо (Михаил Болотов). На заднике — типичные для Испании постройки на склонах гор с ярко-красными крышами, а в правой и левой кулисах — сами эти склоны, заросшие буйно цветущим кустарником. Китри (Елизавета Мартынова) кокетничает с влюблённым в неё цирюльником Базилем (Андрей Орлов). Богатый дворянин Гамаш (Артём Зрелов) — потенциальный жених Китри, которого выбрал ей отец, с мушкой на щеке и в зелёно-фиолетовых одеждах, вызывающих улыбку (во всех костюмах, созданных Спекторовым, уже заложены образы и характеры действующих лиц), забавно передвигается по сцене, явно неуютно чувствуя себя среди простолюдинов.

Юрий Ветров создал новую сценическую и хореографическую редакции балета Петипа и Горского, и ему, несмотря на наличие разнородных компонентов в балете, вслед за Горским удалось найти для них единый стиль. Считается, как пишет критик Л. Михеева, что сюжет в «Дон Кихоте» — лишь «повод для красочных и разнообразных танцев, непрерывного (прерываемого лишь антрактами) парада артистов, демонстрирующих своё мастерство». Однако Ветров сделал балет двухактным, а сюжетную линию — стройной, и танцы органично вытекают из сценических событий, точнее, отражают их. Музыка Минкуса в «Дон Кихоте» необычайно танцевальна, ритмически богата, поэтому завораживающая прелесть этого балета — именно в стихии танца. К тому же, балетмейстер добавил танцы в обычно сугубо пластические партии Санчо Панса и Дон Кихота, чем придал балету ещё больше динамики. Так, Санчо лихо крутит пируэт и в первом акте, и во втором.

Юная солистка нижегородской труппы лауреат международных конкурсов, одна из лучших выпускниц Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева 2017 года Елизавета Мартынова впервые исполняла партию Китри. Она начала аккуратно и осторожно, но от вариации к вариации прибавляла уверенности своему танцу. Будучи физически одарённой от природы — крепкие ноги, большой шаг, высокий подъём, Елизавета демонстрировала чистоту вращений, хороший прыжок и великолепную технику мелких движений. Её Китри, жизнерадостная и озорная в I акте, в сцене сна Дон Кихота — более строгая в образе Дульцинеи, а в финале — светящаяся счастьем в грандиозном па-де-де. Несмотря на то, что Мартынова танцует в театре первый сезон, в «Дон Кихоте» она проявила себя не только как балерина с прекрасной школой, но и как актриса, способная окрасить образ в разных сценах богатством эмоциональных нюансов.

Андрей Орлов (Базиль), гибкий и лёгкий, оказался хорошим партнёром Мартыновой, что особенно проявилось в свадебном дуэте в финале. Это па-де-де Китри и Базиля считается одним из самых сложных, но и самых красивых на балетной сцене, его часто танцуют на конкурсах и в гала-концертах.

Сцена сна Дон Кихота — невероятное по красоте, нежности и волшебности зрелище, и в этом огромная заслуга художника-постановщика Евгения Спекторова. На нижегородской сцене Дон Кихоту снится, что он — в хрустальном дворце с хрустальным, но таким «настоящим» фонтаном, и этот дивной, нереальной красоты дворец, хрусталинки которого готовы вот-вот зазвенеть на нежнейшем пиано, — одна из самых прекрасных сценографических вершин, которые мне посчастливилось видеть в театрах. Дриад Спекторов одел в бело-бирюзовые пачки, очень им идущие и производящие впечатление сказочной воздушности. В такой атмосфере танцевать можно только прекрасно, это и демонстрировали солистки и кордебалет.

Амур в исполнении Марины Мастыка был настолько лёгок и невесом и при этом упорен в своих амурных намерениях, что невольно вызывал благодарность Мариусу Петипа, который вариацию Амура, чтобы она не потерялась, перенёс в «Дон Кихот» из другого своего балета. Чистотой классического танца блеснула Татьяна Пельмегова в партии Повелительницы дриад, а дриады продемонстрировали не только свою сказочную сущность, но и красоту поз, элегантность и синхронность танца.

Любовь к испанским танцам Петипа щедро вложил в «Дон Кихота», построив на них весь балет: сегидилья, танец тореадоров, болеро, фанданго, а артисты-нижегородцы, впитавшие в себя испанский темперамент и стиль, зажигательно их исполнили (в спектакле танцы «прозвучали» в стилизованной версии). Украсил сценическое действо и темпераментный цыганский танец с бубнами.

В хореографии «Дон Кихота» много юмористических ноток, но Юрий Ветров добавил и свои: например, ввёл новое действующее лицо — Трактирщицу, мать Китри (Ольга Щёлушкина), которая энергично и задорно отплясывала с поварёшкой в руках.

Евгений Спекторов нашёл живописное и выразительное, но удачно высвобождающее пространство сцены для танцев художественное решение, и вместе с Юрием Ветровым и дирижёром-постановщиком Ренатом Жиганшиным создал постановку, искриться которую «заставили» своим талантом артисты балетной труппы Нижегородского оперного театра. Хорошо, что Дон Кихот уже был в пути, а то прибежал бы тушить нижегородскую сцену, потому что масла в огонь нескончаемой овацией ещё подливали зрители.

Фото Ирины Гладунко предоставлено Нижегородским государственным академическим театром оперы и балета

реклама