Соло, которого ждали

Ирина Ширинян, 28.08.2015 в 18:30

Продолжение прошлогоднего проекта компании Ардани Артистс «Соло для двоих» прошло с ожидаемым успехом. Наталья Осипова и Иван Васильев, желанные гости на любой сцене и любимицы публики, познакомили зрителей со своими новыми работами, а для Музыкального театра им. Станиславского и Немирович-Данченко это обернулось предсказуемым аншлагом на три вечера.

От программы, показанной в прошлом году, осталось её название и «Facada» Артура Питы. В остальном концепция поменялась. Если прошлый год Наталья и Иван исполняли произведения, ранее поставленные на других артистов и специально адаптированные для проекта, то в этот году у каждого появились свои, специально созданные для них, балеты.

Вечер открылся премьерой английского хореографа Аластера Мариотта.

Балет «Zeigeist» на музыку Скрипичного концерта Филипа Гласса является второй совместной работой балерины и хореографа. Видеорежиссёр Люк Халлс, партнёр Мариотта по предыдущим работам, оформил балет голограммой бронзового цвета, постоянно пульсирующей на чёрном фоне разными геометрическими комбинациями в ритме музыки.

По активности эта композиция могла быть самостоятельным музыкальным номером. Непонятно, зачем хореограф вовлёк танцовщиков в диалог, а порой и в конкуренцию с достижениями цифровой технологии, отвлекая внимание от рисунка танца. В балете участвовало трио молодых солистов Ковент-Гардена. Среди них португалец Марселино Самбэ выделялся своим темпераментом и особой музыкальностью выполнения технически сложных па.

Центральное место в двадцатипятиминутной бессюжетной миниатюре отведено дуэту Натальи Осиповой и Эдварда Уотсона.

В одном из интервью Осипова охарактеризовала свою героиню как сильную женщину с большим запасом энергии, но при этом страстно желающую стать нежной, трогательной и любимой. На деле же хореограф воплотил лишь первую часть образа, наполнив партию спортивно–развлекательными трюками, аккуратно упакованными в разнообразные геометрические фигуры, будто проверяя: остались ли у танцовщицы навыки спортсменки-гимнастки.

Наталья, с её даром легко преодолевать гравитацию, уверенно справилась со всеми техническими сложностями, предложенными ей хореографом. Лирическая же составляющая образа так и осталась «за кадром». Центральный дуэт не снизил накал и напряжение во взаимоотношениях героев, не внёс ожидаемой мягкости и лирического начала. И только полное взаимопонимание танцовщиков, удивительная чистота линий Осиповой и Уотсона окончательно не превратили балет в заурядный набор эффектных па. Хореографический язык Мариотта оказался недостаточно богатым для передачи многообразия взаимоотношений мужчины и женщины, что обеднило и образы, и всё сочинение в целом.

Второй премьерой вечера стала постановка Владимира Варнавы «Моцарт и Сальери».

Это не первый спектакль хореографа, который уже успел поработать с несколькими известными танцовщиками ведущих театров. Миниатюра, показанная в программе «Соло для двоих», никак не подпадает под определение «балет». Скорее, это синтетическое по природе сочинение с элементами перформанса, пантомимы и танца.

В основе лежит старая история взаимоотношений Моцарта и Сальери. Варнава рассказал её излишне прямолинейно — завидовал Сальери Моцарту, а потом взял его и отравил. Хотя определённая двусмысленность в спектакле всё же присутствует. В средней части действия появляется фигура в маске и тут непроизвольно возникает вопрос: кто продолжает диалог с Моцартом — его второе «Я», чёрный человек, или сам Сальери решил вступить в игру в другом обличие?

Основной интригой постановки было участие в ней Ивана Васильева в роли Моцарта.

Варнава для раскрытия образа главного героя предложил Васильеву не только танцевальную партию, с которой Иван справился без труда, но и мимические сцены, переплетающиеся с актёрской игрой. Моцарт в исполнении Васильева предстаёт весёлым, бесшабашным парнем, пронизанным лучащимся светом и музыкой. Лёгкие прыжки, пируэты, быстрый темп и чёткий ритмический рисунок — всё это штрихи к портрету Моцарта. Хотя танец не был ключевой составляющей постановки, но именно он «дорисовал» образ главного героя и, в сочетании с хорошими актёрскими данными Ивана, оказался основополагающим началом всего спектакля.

Тонко чувствующий музыку и динамику происходящего, Варнава, исполняющий партию Сальери, своей выразительной, перетекающей пластикой передал чувства человека, съедаемого завистью. Ритм выстроенных сцен позволил Варнаве-режиссёру создать дуэт противоположностей как продолжение характера одного героя в движениях другого.

Оформление сцены (идея Варнавы) логично поддержало и усилило смысловую нагрузку происходящего.

Символом таланта (а в случае Сальери — успеха, победы) Варнава выбрал трон, установленный в середине сцены. Начало спектакля — Сальери, примеряющий к себе трон-мечту, к которой он целенаправленно стремится. Конец действия — Сальери, уже сидящей на этом троне.

Размытость жанра работы Варнавы привнесла не только новизну в восприятии происходящего на сцене, но и позволила раздвинуть рамки традиционного представления о спектакле как таковом и балетном в том числе. Соединение разных жанров всегда гарантирует непредсказуемый результат. В этом случае он оказался интересным.

Вечер заканчивался уже известной зрителям постановкой «Facada» хореографа Артура Питы на музыку Фрэнка Муна.

При первом показе эта чёрная комедия, рассказанная языком танца, произвела яркое впечатление не хореографическими изысками, а живой энергией, помноженной на эмоциональный заряд, исходившей от Осиповой. То, что происходит на сцене, скорее, похоже на драматически-танцевальную миниатюру, нежели contemporary dance.

Наталья, делясь своим отношением к этой партии в интервью накануне выступления, сказала, что ценит в ней прежде всего возможность быть неистовой на сцене. Последний эпизод спектакля, где энергетика танцовщицы зашкаливает, как раз и продемонстрировал неограниченные возможности её тела как исполнительницы современной хореографии.

Программу, предложенную в сиквеле «Соло», можно оценивать двояко: если искать в ней хореографические откровения, то вечер не удался. Если же встреча с любимыми артистами важнее хореографических изысков, то мероприятие, бесспорно, состоялось.

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть