В память великого Паваротти

Реквием Верди в театре Реджо в Парме

Автор фото — Roberto Ricci

Прошло ровно десять со дня смерти Лучано Паваротти, которому суждено остаться в истории вокального искусства двадцатого века как обладателю самого красивого, самого звонкого, самого серебристого голоса на свете. Известно, голос тенора – совершенно особый феномен, и люди, не обязательно любители оперы, питают особую любовь к его счастливым обладателям.

Чтобы почтить память Паваротти, в программу Вердиевского фестиваля нынешнего года поставили Реквием. Изумительное творение позднего Верди довольно часто включается в афишу фестиваля, но на этот раз этот факт получил совершенно особое значение. Заупокойная месса, задуманная в честь великого Россини, и в конце концов посвященная великому Мандзони, была исполнена в честь великого тенора минувшего столетия.

За пультом стоял Даниэле Калегари во главе Филармонического оркестра им. Артуро Тосканини, Мартино Фаджани (совершенно потрясающий мастер своего дела) подготовил хоровые партии с артистами театра Реджо, а список солистов был следующим: Анна Пироцци (сопрано), Вероника Симеони (меццо-сопрано), Антонио Поли (тенор), Риккардо Дзанеллато. Известные и великолепные вокалисты. Анна Пироцци, крепкое драматическое сопрано с ярким тембром и безупречной техникой, меццо-сопрано Вероника Симеони, утонченный художник вокала и неотразимо привлекательная сценически, Риккардо Дзанеллато, обладатель большого, глубокого, бархатного баса, тенор Антонио Поли с голосом пленительной звонкости.

В вокальном соревновании, которое невольно возникло между певцами, по мнению автора, победила Вероника Симеони, хотя партия меццо-сопрано в вердиевском Реквиеме уступает в значительности партии сопрано. Симеони наделена светлым голосом с ласкающим, «утешающим» оттенком, превосходной техникой, что позволяет ей с успехом исполнять такие разные партии, как Кармен и Леонора в «Фаворитке», большим вкусом, элегантностью и умением держеться на сцене. «Liber scriptus» певица исполнил с особыми торжественностью и возвышенностью.

Анна Пироцци, обладательница поразительного «инструмента», голоса, совершенно звучащего во всех регистрах, справила свой триумф в заключительном «Libera me Domine», пронзив сердца слушателей глубоким драматизмом, в котором чувствовалось нечто пророческое. Пироцци умеет и быть чутким ансамблистом, ее голос и голос Симеони идеально сливались в божественном «Recordare».

Автор фото — Roberto Ricci

Басу в Реквиему Верди доверил фрагменты «Mors stupebit», «Confutatis maledictus», «Voca me cum benedictus», и голос значительный. Глубокий, с благородным оттенком голос Риккардо Дзанеллато казался созданным для этой музыки. Дзанеллато блеснул и ювелирной отделкой фразы.

Антонио Поли завоевывал сердца слушателей отличным исполнением тенорового соло «Ingemisco». Фрагмент Реквиема, памятный в исполнении всех великих теноров, был спет с тонким проникновением в стиль позднего Верди и отличался безупречной фразировкой.

Хор театра Реджо превзошел самого себя. Артисты, казалось, пропустили через себя всю гамму чувств, которыми проникнут Реквием: безграничный ужас, страстный трепет, неуверенную надежду. Все группы звучали одинаково совершенно, изысканность оттенков была непревзойденной, а драматичный «шепот» в «Libera me» вызвал взволнованный отклик у публики.

Реквием часто является неотъемлемой частью Вердиевского Фестиваля, и дирижер знает, что публика неизменно сравнит его интерпретацию с предшествующими. Даниэле Калегари показал себя художником большого масштаба, Реквием звучал у него с трагизмом, окрашенным пророческим характером.

В зале, в присутствии элегантной и немолодой публики, царила особая атмосфера, которую смело можно было назвать возвышенной. Люди благодарно и горячо аплодировали и не спешили расходиться (вещь, типичная для итальянской публики).

Парма. Театр Реджо. Реквием Верди. Воистину незабываемое событие Вердиевского фестиваля 2017 года.

Ирина Сорокина, Парма

Автор фото — Roberto Ricci

реклама

вам может быть интересно