Звёзды Большого на оперном подворье

Игорь Корябин, 12.09.2017 в 21:02

Петровский путевой дворец

Опера на пленэре — это, естественно, не ново, но, в отличие хотя бы от стран Западной Европы, где эта форма классического музицирования давно уже приобрела статус мощного фестивального движения, в нашей стране из-за неустойчивости и непредсказуемости погодных факторов многие пилотные начинания подобного рода всегда так и оставались пилотными. Сегодня, если в Москве на пленэре что-то где-то и происходит, то, как правило, приурочено к разовым акциям по какому-то конкретному поводу, и если даже что-то и начинает вырисовываться вроде ежегодного фестиваля, то на регулярной основе обычно хватает этого на два-три сезона – не больше.

Но вот уже второй сезон, как на карте Москвы появился еще один адрес оперного пленэра:

Ленинградский проспект, 40 (Петровский путевой дворец). После капитальной реконструкции и передачи Мэрии Москвы это историческое здание стало местом приемов столичного правительства. Как часть единого архитектурного ансамбля здесь открылся и фешенебельный отель.

Проект «Опера во Дворце», родившийся в 2016 году, как раз и был задуман для проведения еженедельных концертов классической музыки (оперной и не только оперной, а связанной с академическим вокалом вообще). Так что на весь весенне-летний сезон малое (непарадное, но необычайно узорчатое и нарядное) крыльцо Путевого дворца с арочными сводами и «пузатыми» колоннами в псевдорусском стиле превращается в импровизированную сцену.

В нынешнем сезоне лето выдалось аномально холодное, не самое лучшее для пленэра, но, тем не менее, «Опера во Дворце» не сдалась, и второй сезон этого проекта можно считать успешно состоявшимся. Окунуться в атмосферу былого величия императорского замка, насладившись сочетанием музыки, архитектуры и непременно сопутствующего празднику искрящегося шампанского, автору этих строк впервые довелось 31 августа.

Это был предпоследний концерт сезона, и по сложившейся традиции в нем приняли участие артисты Большого театра России.

Функцию коллективного аккомпанирующего участника взял на себя Секстет Большого театра: Кирилл Филатов (первая скрипка), Роман Денисов (вторая скрипка), Евгения Попова (альт), Вячеслав Чухнов (виолончель), Кирилл Носенко (контрабас) и Мария Черникова (фортепиано).

«Квартет» певцов-солистов, выходивших в этот вечер на сцену, был представлен звездами Большого театра, которых публика хорошо знает и любит: Елена Зеленская (сопрано), Александра Дурсенева (меццо-сопрано), Олег Кулько (тенор) и Михаил Казаков (бас).

Первое отделение предстало полностью русским, второе — западноевропейским.

Благодаря увлекательному конферансу ведущего Александра Водопьянова пестрая гамма прозвучавших музыкальных номеров выстроилась в цельную композицию, связавшую воедино авторов музыки и оперных сюжетов, интересные факты из истории музыки и саму музыку. Для интеллектуального «разогрева» публики Секстет Большого театра России на этот раз выбрал два инструментальных переложения: в начале первого отделения это был «Краковяк» из оперы Глинки «Жизнь за царя», в начале второго – «Юмореска» Дворжака.

В исполнении Елены Зеленской мы услышали два опуса Чайковского – арию Лизы «Уж полночь близится» из оперы «Пиковая дама» и романс «Средь шумного бала», а также арию Русалки из одноименной оперы Дворжака и выходную арию главной героини из оперы Чилéа «Адриенна Лекуврер».

Романтически терпкую, драматически сильную линию сопрано продолжили эффектно-бравурная каватина Арзаче из «Семирамиды» Россини и умиротворяющая своей чувственной кантиленой третья ария Далилы (ария обольщения) из «Самсона и Далилы» Сен-Санса. Исполнившая их Александра Дурсенева, обладательница меццо-сопрано насыщенного контральтового тембра, в русской части концерта предстала гордой полячкой Мариной Мнишек (речь, конечно, о сцене «У фонтана» из оперы «Борис Годунов» Мусоргского, прозвучавшей в дуэте с Олегом Кулько в партии Самозванца).

Сольно Олег Кулько блеснул тремя явно беспроигрышными, любимыми в народе теноровыми хитами

— хрестоматийной арией Германа «Что наша жизнь?» из «Пиковой дамы» Чайковского, знаменитой арией Калафа из третьего акта оперы «Турандот» Пуччини и популярнейшей неаполитанской песней Эдуардо Ди Капуа «’O sole mio».

Не менее популярным, разноплановым басовым репертуаром покорил публику и Михаил Казаков, представивший игривую арию Мельника из оперы Даргомыжского «Русалка», полный патетики романс Чайковского «Благословляю вас, леса», арию Дона Базилио о клевете из «Севильского цирюльника» Россини и бессмертные куплеты Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст».

Прекрасно скомпонованная музыкально емкая и полноценная оперная программа,

которой довелось внимать в потрясающе роскошном архитектурном экстерьере Путевого дворца, доставила истинное удовольствие! По сравнению с другими музыкальными пленэрами этот, несомненно, выигрывает тем, что масштабы «сценически-зрительского ландшафта» не столь велики. Можно даже сказать, они «камерные», хотя к пленэру это слово вряд ли подходит.

На сей раз восприятие было вовсе не «стадионным», когда сидя в последних рядах, неизбежно приходится бросать взор на трансляционный экран. Конечно, без звукоусиливающей аппаратуры на подобных мероприятиях не обойтись никак, но если на концерте в парке Путевого дворца вы займете место даже в последнем ряду, сцена всё равно будет близко, а вы окажетесь не на пленэре, а в настоящем оперном театре!

реклама

вам может быть интересно

Дети поют большую музыку Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Персоналии

Елена Зеленская, Михаил Казаков

просмотры: 1329



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть