Английская «Манон» — канон и свобода

Людмила Гусева, 02.07.2014 в 20:33

Балет «Манон»

В Москве прошли экспресс-гастроли Королевского балета Великобритании — всего две программы: три одноактных бессюжетных балета и трехактная «Манон».

Английский балет молод — ему чуть за восемьдесят, русскому, например, на две сотни лет больше, но Британия — заметная территория на балетной карте мира: она дала миру нескольких великих танцовщиков и балетмейстеров, которые создали особый английский стиль.

Главная балетная труппа Великобритании — Королевский балет (Ковент-Гарден) — одна из немногих компаний в мировой балетной элите, которая может на гастролях обойтись исключительно домашними сочинениями, как свежими (в программе были балеты от известных балетмейстеров последнего поколения — Уилдона и Макгрегора), так и классическими («Рапсодия» Аштона в программе одноактных балетов открывала гастроли, а визитная карточка труппы — «Манон» Макмиллана — закрывала).

Балетная классика в Англии так же молода, как и сам английский балет:

«Манон» — один из самых известных балетов Кеннета Макмиллана — был поставлен в Королевском балете Великобритании в 1974 году. Но его недолгая по балетным меркам история имеет высокую плотность — со дня премьеры балет не сходит с мировых балетных подмостков, имея в своей сценической истории несколько великих исполнений (Манон танцевали Макарова, Гиллем и Ферри, продолжают танцевать Вишнёва и Захарова). Несмотря на некоторую эстетическую архаичность, «Манон» не теряет магнетической привлекательности и для современного поколения балетных артистов.

У «Манон» есть история с продолжением и в России

— десятилетие назад она шла в Петербурге, в Мариинском театре, а в начале июля Москва получит свою собственную «Манон» — премьера этого спектакля в МАМТе имени Станиславского и Немировича-Данченко назначена на июль.

Тем более интригующим оказался показ «Манон» в России театром, в котором она родилась и в котором сохраняются традиции аутентичного исполнения произведений национального классика Кеннета Макмиллана.

Спектакль относится к категории драмбалета, балетного жанра, родиной которого был Советский Союз, но этот стиль был адаптирован Макмилланом к эпохе сексуальной революции и триумфа фигурного катания. Этот сюжетный, протяженный (3 акта) и многонаселенный балет рассчитан не только на искусных танцовщиков, но искушенных актеров не только на главные, но и эпизодические роли.

Ковент-Гарден на гастролях в Москве выставил на «Манон» четыре состава исполнителей главных партий и подготовил бонус — в финальном спектакле гастролей в роли Манон вышла московская беглянка, бывшая прима Большого, а ныне прима-балерина Королевского балета Наталья Осипова. Ее де Грие стал легендарный премьер балета ROH, сейчас приглашенный артист Карлос Акоста, который тоже немножечко наш после того, как станцевал Спартака с Большим театром.

Балет «Манон»

А за день до выступления самого интригующего состава гастрольной «Манон» спектакль станцевал «чисто английский» дуэт — Сара Лэмб и Стивен МакРей. Несмотря на то, что Сара — уроженка Соединенных Штатов, а Стивен — австралиец, они представили на сцене эталонный образец английского стиля: Лэмб танцует в труппе Королевского балета уже 10 лет, а Стивен — выпускник балетной школы Ковент-Гардена.

МакРей на сегодня — мужской лидер труппы, в аштоновской «Рапсодии» он открывал гастроли. «Рапсодия», центральная мужская партия в которой была поставлена на Барышникова, задумана как концерт для солиста с кордебалетом, в котором даже балерина находится в тени главного героя. Рыжеволосый, в золотистом трико «солнечный мальчик» МакРей с божественной легкостью расправился с заковыристым текстом, созданным для короля танца своего времени. В «Манон» у танцовщика задачи поменялись, основная нагрузка легла не на соло, а на актерское наполнение хрестоматийного образа де Грие и на четыре изнурительных дуэта, по-макмиллановски безжалостных к танцовщикам, насыщенных заковыристыми, акробатическими поддержками.

Дуэт Стивен МакРей — Сара Лэмб — станцованный,

и, несмотря на то, что МакРей совсем не выглядит атлетом, да и ростиком не вышел, взаимодействие этой пары в дуэтах оставило сильнейшее впечатление, не меньшее, чем сольный танец МакРея в «Рапсодии». Казалось, что технических трудностей в дуэтных сценах де Грие и Манон не существует — так безусильно Манон летала в руках своего де Грие, физическая гармония и близкая психофизика, несколько отстраненная манера танца работали на их идеальное партнерство.

Сольная часть партии де Грие, впрочем, была станцована МакРеем не менее образцово, особенно самая сложная, первая, вариация — вязкая, построенная на протяженных арабесках и вращениях в сверхмедленном темпе. Чистописание и элегантность стиля МакРея в этой вариации были достойны учебника классического танца.

Но внешний вид и некоторая чопорность типичного британского джентльмена, казалось бы, неспособного с легкостью поступаться принципами ради внезапной любви, диссонировали с представлениями о юном, романтически настроенном французском богослове, сбитом с правильного пути внезапно вспыхнувшей страстью к легкомысленной и испорченной девчонке. Роль де Грие МакРей, впрочем, отменно отмимировал, восполнив недостаток романтизма детальной актерской проработкой партии.

Достойной парой джентльмену МакРею стала его прекрасная леди — Сара Лэмб.

Эта Манон как будто сошла со старинного акварельного портрета. Ее изысканная и холодноватая красота объясняли массовое умопомрачение, которая Манон вызывала у мужчин разных возрастов и слоев общества. В ней не было ни капли того, что «в высоком лондонском кругу зовется vulgar» — порочность Манон была столь утонченной, какой, наверное, она бывает только у куртизанок самой высшей пробы.

Балет «Манон»

Первый ее дуэт с де Грие был наполнен даже не юношеской, а детской радостью, обычным состоянием юных влюбленных, второй — скорей нежностью и игрой, чем страстью, а чувственность, из-за которой родители, наверное, и пожелали отправить в монастырь «от греха» юную Манон, у Лэмб начала проступать только в трио с «торговцем красотой» Леско и «покупателем» — господином Г.М.

Эта порочность высшей пробы расцвела во втором действии:

в качестве содержанки господина Г.М. Манон появлялась в салоне Мадам почти с королевским достоинством, победительно парила над мужским обществом, предававшем ее с рук на руки, и соблазнительно ныряла в него, позволяла себе публично ласкать «папика» и устраивать ему сцены.

Третий дуэт Манон с де Грие сразу после побега пары от господина Г.М. — дуэт-противоборство, в котором Манон проявляла характер, отстаивая право на то, чтобы быть самой собой, а не пай-девочкой. В финальном действии ссыльная и больная, потухшая, в уродующем тифозном паричке Манон Сары Лэмб не растеряла ни своей утонченной красоты, ни достоинства, ни отстраненности. Финальный, трагический дуэт Манон и де Грие, наиболее технически сложный из дуэтов «Манон», с фейерверком из высоких подкруток и залихватских рыбок, драматургией которого стала борьба любви со смертью, смотрелся у этой пары захватывающе.

Эстетский вариант исполнения «Манон» от Стивена МакРея и Сары Лэмб с классическим джентльменским набором — аристократизм, сдержанность, изящество, элегантность — естественен для труппы, которой покровительствует старейший королевский дом Европы.

В следующий вечер «Манон» танцевали рекрутеры Королевского балета — русская балерина Осипова и кубинец по происхождению Акоста.

Осипова завершает свой первый сезон в Ковент-Гардене, а ее партнер, бывший на протяжении полутора десятилетий лидером этой труппы, подходит к финалу карьеры, у них — существенная разница в возрасте, у Акосты еще и экзотическая внешность — он мулат.

Балет «Манон»

У пары Осипова — Акоста в «Манон» на этих гастролях был дебют, Наталья уже танцевала Манон в Ла Скала, но с Королевским балетом исполнила Манон впервые.

Естественно, такой гармонии и слаженности в дуэте, которая была у Лэмб и МакРея, в этом спектакле быть не могло, пары для такого сложного балета формируются годами. Акосте в его возрасте за сорок по качеству танца было далеко до МакРея, находящегося на пике формы, далеко и до макреевских гармоничных линий, но он — очень опытный и чуткий партнер, умеющий подать балерину, сделать ее бесстрашной, каковой была в этот вечер Осипова, да и танцовщик пылкий, со сходным с партнершей темпераментом.

Нестандартная пара главных героев подарила московской публике шероховатый, но любопытный спектакль.

Аристократизма в этих Манон и де Грие не было ни капли, в эстетике танца тоже были ощутимые потери: в дуэтах, с де Грие в первых двух действиях, с надзирателем в третьем, в коллективном «ношении» Манон по мужским рукам были видны швы, де Грие был возрастным, а танец его — тяжеловатым, переход Манон в разряд дам полусвета был отмечен походкой «от бедра» и другими расхожими приемами демонстрации сексуальности, эта Манон предпочла тугому атласу пуантов растоптанные балетки, но вместе с тем это был тот самый случай, когда «нестандарт» становится культурным феноменом.

Осипова — не та балерина, которая безропотно заимствует чужой стиль, у нее всегда своя колея.

И от «снежной королевы полусвета» Манон, какой ее подала Сара Лэмб, не осталось и следа.

Манон Осиповой была простой девчонкой, которая жила чувствами, не зная и не желая знать границ. А почему, собственно, Манон должна выглядеть утонченной аристократкой, как это принято в Королевском балете, когда Манон — простого сословия и постоянно существует вне правил приличия и рамок закона? Манон Осиповой живет без расчета, она живет страстями: искренне любит де Грие, но точно так же искренне любит драгоценности, дорогие манто и успех у мужчин, а когда все это получает, убеждается, что любовь де Грие все-таки большее, чем подарки солидного покровителя и всеобщее мужское обожание. Об этом свидетельствует ее нервность в сцене появления де Грие в салоне и лихорадочные ласки, которыми она осыпает своего покровителя, чувствуя затылком прожигающий взгляд своего кавалера де Грие.

Искренность и душевный трепет осиповской Манон абсолютно обезоруживает зрителя, за это можно простить и измену, и статус продажной женщины, и пошловатые манеры, и разбитую обувь. Перемена участи — возврат к бескорыстной от продажной любви — у Манон Осиповой проходит совершенно естественно, по зову чувства.

Расплата страшна — в ссылку Манон прибывает в состоянии живого трупа,

безучастного к насилию со стороны тюремного надзирателя и к попыткам де Грие возвратить ее к жизни. Такая нестандартная трактовка финала истории Манон снижает главный драматургический конфликт третьего действия спектакля — борьбу любви со смертью, зато позволила паре феноменально станцевать финальный дуэт, используя контраст смертельных трюков, требующих от партнеров предельной концентрации и внимания, и безжизненного, почти бессознательного состояния Манон.

Канон пал, но старик Макмиллан недаром создал балет, который идет на разных сценах мира — он оставляет исполнителям свободу интерпретации. Оба спектакля — канонический, с чисто английским дуэтом Лэмб — МакРей, и страстный — от интернационального дуэта Осипова — Акоста, были равно убедительными.

Две очень разные истории Манон и кавалера де Грие.

Кроме замечательной работы главных исполнителей, несправедливо было бы не отметить работу дирижера и автора новой оркестровки партитуры балета Мартина Йетса, под рукой которого оркестр Большого театра сыграл непривычно пронзительно и сентиментально, добротную актерскую работу всей труппы вплоть до исполнителей крошечных ролей и экстраординарное актерское существование Гэри Эйвиса в ролях господина Г.М. в спектакле с Сарой Лэмб и Стражника в спектакле с Натальей Осиповой.

«Манон» Королевского балета стала поистине королевским подарком московской публике, соскучившейся по душещипательной большой балетной драме, на которой она воспитана. Тем с большим интересом, подогретым английским исполнением, ждем отечественную версию «Манон» — премьера 4 июля, Театр Станиславского!

Автор фото — Михаил Логвинов

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

балет

Персоналии

Кеннет Макмиллан, Наталья Осипова

Коллективы

Королевский балет Великобритании

Произведения

Манон (Макмиллан)

просмотры: 6652



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть