На премьере «Травиаты» в Красноярске

Премьера «Травиаты» в Красноярске

Одна из самых популярных опер, входящая в репертуар большинства театров по всему миру, — «Травиата» Джузеппе Верди. В реалиях сегодняшнего оперного театра она существует в самых разнообразных вариантах. Однако любая постановка рано или поздно устаревает, теряет своё очарование, искру, превращаясь в «концерт в костюмах».

Так случилось и со спектаклем в Красноярске: оперу сняли с репертуара, и на протяжении почти двух лет зрители были лишены возможности наслаждаться прекрасной музыкой Верди. Однако «Травиата», эта жемчужина оперного искусства, просто обязана быть на сцене, и в июне 2016 года Надежда Столбова представила новую постановку бессмертного итальянского шедевра.

Ее режиссёрская версия актуальна, но не эпатажна, индивидуальна, но не радикальна.

Словно иллюстрируя строки романа Дюма-сына «Дама с камелиями» («Скука была несчастьем ее жизни <…> сама не зная почему, заглушая зарождающееся чувство и расцветающую нежность, она стала равнодушной ко всему…»), Вера Мартынова создала пространство, являющееся зеркалом души главной героини: на сцене появилось помещение, которое не отличается ни блеском, ни красотой. Точнее, когда-то это был роскошный особняк, но сейчас в глаза бросаются разбитые окна, полузаколоченная дверь, обветшалые стены, покрытые ржавчиной, в световом оформлении Сергея Скорнецкого напоминащей кровь… К тому же комната, в центре которой — диван, развёрнутый от зрителей, не чистая: на полу валяются клочки бумаги (возможно, разорванные письма от поклонников).

Всё это отражает неудовлетворённость жизнью и растерянность Виолетты. Она живет по инерции: весела и беспечна лишь потому, что этого требует окружение. Но сил уже не остается — болезнь подтачивает тело. Героине предстоит нелегкий выбор — попробовать жить иначе, с Альфредом, либо доживать свои дни пусто и бессмысленно.

Выбор между любовью и страданием, эгоизмом и жертвенностью...

В финале оперы Виолетта, уже познавшая любовь и принесшая ее в жертву, тем самым находит успокоение и очищение, что отражено и в сценографии: мебель закрыта белыми чехлами, мусор убран, а душа вознеслась на небо в виде луча света.

Режиссёр-постановщик Надежда Столбова чутко следует авторскому замыслу: создает жизненные характеры, запоминающиеся мизансцены. Видна и работа с партитурой — не упущен ни один контраст, ритм музыки соответствует актерскому ритму. Чувствуется тесное и продуктивное сотрудничество с дирижером.

Музыкальным руководителем постановки стал Дмитрий Волосников, в чьих руках оркестр преображается, становясь не только чутким партнером солистов, но и выступая как полноценный участник действия. Дирижер обострил динамические контрасты, насытив спектакль фееричными крещендо, вдумчивыми пиано, сохранив баланс между звучанием оркестра и голоса.

Его интерпретация очень яркая и одновременно изысканная.

До сих пор пробирает дрожь от воспоминаний об изумительных кульминациях, в которых «на гребне волны» неожиданно оказывался волнующий тембр Сергея Осовина, блистательно исполнившего партию Альфреда...

Развернутые сольные сцены в первом и третьем действии Инна Сподина — Виолетта — исполнила очень динамично, продемонстрировав не только вокальное, но и актерское мастерство. Она убедительно передала все внутренние метания героини, создав живой образ, знакомый каждому, — слегка нервный, немного истеричный, но вместе с тем трогательный.

Человечность в характере Жоржа Жермона (Алексей Бочаров) прорывается лишь в финале, со словами раскаяния.

Режиссер объединил хористов в некое коллективное начало,

способное в одну секунду превратиться в угрозу хрупкому душевному состоянию Виолетты, либо в буйную толпу, сметающую всё на своем пути, или же в защитников оскорбленной женщины. Хормейстер Дмитрий Ходош добился слаженного звучания, что в сочетании с глубоким прочтением Дмитрия Волосникова создало незабываемую эмоциональную атмосферу.

Рецензируемый спектакль состоялся 9 июня 2016 года.
Фото Дмитрия Вяльцева (от 8 июня, Виолетта – Вера Баранова)

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама