«Мария»: новый альбом Чечилии Бартоли

22.10.2008 в 19:28

«Мария»: новый альбом Чечилии Бартоли

Вчера в Пушкинском музее прошел полузакрытый концерт Чечилии Бартоли. Но Openspace.ru посчитал, что важнее рассказать не про очередной ее триумф у московской публики, а про новый DVD, который певица посвятила жизни и творчеству своей великой предшественницы, Марии Малибран (1808—1836).

Чечилия Бартоли давно нашла свою золотую жилу — обладательница весьма небольшого, но стремительного колоратурного меццо, куда более эффектно звучащего на дисках, нежели в больших оперных и концертных залах, она все реже запирает себя оперными ангажементами в одном городе, предпочитая делать концертно-гастрольные проекты и возить их по миру.

К ее чести, надо признать, что каждый такой проект — небольшое открытие в мире вокальной музыки, как правило, персонального свойства. Сначала Бартоли, роясь в венецианских библиотеках, открыла миру нового Вивальди, затем настала очередь Глюка и Сальери. Теперь певица замахнулась на творческое наследие самой Марии Малибран — романтической революционерки на оперной сцене, родной сестры Полины Виардо и дочери знаменитого тенора Мануэля Гарсии.

На своем французском диске с Мин Вун Чунгом в качестве пианиста Чечилия уже пела милейшие канцоны Виардо, в которых Полина никак, похоже, не может решить, кто ей больше люб как образец — Россини или Делиб. Мария Малибран прожила значительно более короткую жизнь, но прославилась едва ли не больше своей сестры. Для нее была написана партия Дездемоны в россиниевском «Отелло». Беллини переделал для ее контральто партию Эльвиры в «Пуританах», и ту редакцию никто из современных певиц до сих пор не отважился спеть. В репертуаре этой испанки с голосом невероятной подвижности и диапазона были и «Норма», и «Сомнамбула», и «Золушка», и еще множество великой, хорошей и напрочь забытой музыки.

DVD с этой программой, исполненной на концерте в Барселоне, и документальным фильмом о Малибран выпущен отечественным Universal по вполне горбушечной цене и, поверьте, стоит тех 400 р., которые вы за него отдадите. Это относится и к тем, кто уже прослушал одноименный CD «Malibran Rediscovered» без особого восторга или даже с разочарованием.

Когда Бартоли своим, признаемся, не самым красивым голосом, к тому же довольно стертым в последние годы, поет каватину Нормы или Амины из «Сомнамбулы», — это производит впечатление скучной диссертации. Слава богу, в видеоварианте от Нормы она отказалась вообще.

Но когда заканчивается кантилена Амины Ah, non credea mirarti... и начинается дежурная акробатическая стретта Ah! Non junge... становится очень интересно. Чечилия поет это с удивительным музыкальным разнообразием, опуская многие привычные писклявые пассажи в контральтовые глубины и наделяя эту, как правило, топорную музыку невероятным изяществом. Фирменные рондо Золушки и романс Дездемоны из опер Россини певица записала еще на своем первом диске, когда ей было 23, но они по-прежнему в коронных номерах ее репертуара, и имя Малибран здесь, кажется, лишь повод стрельнуть парой фирменных хитов.

Самое же вкусное в этой программе — редкости, снятые с пыльных полок старинных консерваторских и театральных библиотек. Чудесный романс Джузеппе Персиани из оперы «Дочь Воздуха» в сопровождении арфы, забавные тирольские вариации Гуммеля, блестящая концертная ария Мендельсона для скрипки, сопрано и камерного оркестра.

На CD партию скрипки играет Венгеров, но на DVD его нет, и парадоксальным образом без него — живее, как и без дирижера Адама Фишера за пультом. На барселонском концерте, взяв на себя руководство собственным оркестром La Scintilla, скрипачка Ада Пеш создала для певицы куда более непринужденную — девичью атмосферу, в которую очаровательным образом вписываются и композиторские опыты самой Марии Малибран, и более зрелые опусы ее деспотичного отца Мануэля Гарсии.

Бартоли — феноменальная артистка, которая подкупает не только уникальной музыкальностью и колоратурной акробатикой, но и своей тотальной посвященностью музыке и слушателю. Во время концерта она существует только ради этих двух адресатов, и это не может не пленять.

Совершенно очевидно, что Бартоли «больна» Малибран, как некогда болела Вивальди. И это не очередной великолепный пиар-ход (хотя, конечно, и он тоже), но история влюбленности. Обязательно стоит посмотреть бонус, на котором Чечилия в сопровождении разных ученых мужей посещает дома и квартиры Марии Малибран, примеряет ее театральные бижу, включая диадему и браслеты из «Золушки» (один из которых запечатлен на обложке диска), читает ее любовные и предсмертные письма. А затем — ведет нас в свой старый дом, знакомит с родителями и трогательно ставит магнитофонную «мыльницу» за кулисами неаполитанского San Carlo, где она в девятилетнем возрасте стояла и пела партию пастушка в «Тоске».

Особый интерес представляет музей Марии Малибран на колесах, который создан под эгидой Бартоли. И было бы очень приятно, если однажды этот трейлер эпохи бельканто доехал бы и до России.

Cecilia Bartoli
Maria: The Barcelona Concert & Malibran Rediscovered (2 DVD)
Decca 2008

Илья Кухаренко, openspace.ru

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Персоналии

Чечилия Бартоли, Мария Малибран

просмотры: 3887



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть