Хоровое великолепие Пасхального фестиваля

Мария Жилкина, 22.05.2013 в 15:14

Хоровой гала-концерт XII Московского Пасхального фестиваля прошел 14 мая 2013 года. Семь хоровых коллективов из разных стран, ставших дипломантами фестиваля, с триумфом выступили на сцене Концертного зала им. Чайковского.

Хоровая программа всегда имела особое место в регламенте Пасхального фестиваля, а уж в этом году, с учетом того, что прошедшей зимой бессменный руководитель фестиваля Валерий Гергиев возглавил теперь и Всероссийское хоровое общество, внимание к ней вдвойне усилилось.

На фестивале 2013 года маэстро целенаправленно взялся дирижировать рядом значимых мероприятий с участием хоров.

Многочисленные хоровые коллективы из разных городов были мобилизованы для концертов в храмах и на концертных площадках на протяжении всего фестивального марафона. И лучшие из них встретились на сцене торжественного гала-концерта.

Радостное настроение, ощущение солнца и весны, очень созвучное празднику Светлого Христова Воскресения, ни на минуту не покидало многочисленных поклонников хорового искусства, пришедших на концерт. Организаторы и участники до деталей продумали все, что работает на такой результат. Выход и уход каждого хора сопровождался колокольным звоном (его обеспечивали лауреаты конкурса звонарей Ярослав Тимофеев и Вячеслав Волхонский).

Торжественное оформление сцены — цветочный венок по контуру сцены и яркая символика Пасхального фестиваля в оформлении фона сцены — стало красивой оправой, в которой заблистали истинные драгоценности — лучшие коллективы хоровой программы.

Состав хоров, которым была оказана честь принять участие в гала-концерте, предельно соответствовал высокому международному статусу фестиваля.

Каждый из семи хоров-участников представлял одну страну Европы — Грецию, Армению, Чехию, Россию, Сербию, Украину и Венгрию.

При этом они не просто их «представляли», они были на удивление показательным примером специфических черт национального хорового искусства этих стран. Формируя свою концертную программу, как правило, коллективы включали духовные хоровые песнопения и произведения своих национальных авторов. В результате все эти очень непохожие друг на друга,

исключительно самобытные коллективы, оказавшись на одной сцене, превратили мероприятие из просто концерта в некое международное состязание,

едва ли не чемпионат Европы по хоровому пению.

И с особым удовлетворением хотим заметить, что подлинным триумфатором в этом творческом соревновании (хотя победителя формально не выбирали, но зашкаливающие зрительские аплодисменты и количество вызовов на бис однозначно определили всё сами) стал российский коллектив — Камерный хор Смольного собора из Санкт-Петербурга, художественный руководитель и дирижер Владимир Беглецов.

Слаженный и, несмотря на камерный статус, удивительно яркий по звуку смешанный хор (вернее, как раз совсем не удивительно, если учесть, что восемь (!) человек из хора блестяще выступили здесь как солисты) подтвердил достоинства русской хоровой школы.

Коллектив обладает более чем двадцатилетним профессиональным опытом исполнения духовной и светской музыки.

В качестве основной программы для концерта в Москве были выбраны духовные произведения Гречанинова и Чеснокова, и «Зорю бьют» Свиридова — они были исполнены очень отточено, продуманно, академично. На бис же, чтобы никто не усомнился, что хор действительно может всё, была исполнена джазовая обработка народной песни «Перепелочка» и очень смешной коллаж фрагментов опер, переходящих в «Калинку-малинку», вполне уместный для международного мероприятия «экспортный продукт». Зал был в абсолютном восторге.

Из зарубежных коллективов кандидатом в хедлайнеры вечера до старта был хорошо знакомый интернет-аудитории сербский хор «Мелоди»

во главе с харизматичной Дивной Любоевич.

К сожалению, когда заочно ожидаешь слишком многого, есть риск разочароваться, хотя не скажу, что разочарование было таким уж явным. На московскую сцену вышел не хор, а ансамбль — четыре мужских голоса, одна дама и вторая дама — собственно солистка-руководитель. В числе минусов приходится констатировать использование микрофонов и подбор довольно однородного репертуара — только преломленные в традициях Средиземноморья духовные песнопения. Красиво льющаяся, вводящая в медитативный транс

музыка, тесно связанная и с православной культурой, и с этно, очень уместная для слушания в храме или в записи на хорошей аппаратуре, в помпезном концерте в переполненном зале растеряла часть своего очарования,

но в целом все равно оставила хорошее впечатление.

Дивна Любоевич считает себя продолжателем традиций карловацкого пения, византийской и русской духовной музыки (и действительно в программе болгарский распев соседствовал с валаамским распевом). Далекий от привычных современному слушателю стандартов, неповторимый и ломающий все стереотипы голос солистки, который один раз послушав, уже не забудешь и не спутаешь ни с кем никогда — это практически гарантия интереса к выступлению в любом составе. И надо ли говорить, что

московская публика принимала братьев-сербов очень тепло.

Близкий по географии, но все равно непохожий коллектив — мужской Афонский хор «Фессалоникис Имноди» (Салоники, Греция) под руководством Иоанниса Лякоса — представил другую версию византийского церковного пения.

Любопытно, как в греческом коллективе начинают петь: вместо привычной процедуры «дачи тона» хор настраивается от небольшой вводной мелодии солиста, она затем разветвляется на голоса и развивается, собственно, в произведение. Ну и конечно,

бархатная глубина звука мужского хора — особая краска в величественном полотне хорового фестиваля.

Греки выступали на очень ответственном стартовом первом месте в самом начале концерта, поэтому их сосредоточенность и правильный настрой были важны для успеха всего мероприятия.

Забавное наблюдение: концерт стал еще и шоу поющих хормейстеров. От того, чтобы спеть пару нот соло в шуточном номере, не удержался даже руководитель великолепных петербуржцев. А три других хормейстера — не только Дивна Любоевич, но и руководители греческого и киевского хоров, пели полноценные сольные партии. Итого 4 из 7, то есть большинство!

Однако, продолжим рассказ о хоровых коллективах.

Женский Молодежный хор из Еревана «Спегани» под руководством Сарины Автандилян — по звуку наиболее близок к русско-советской хоровой школе,

но все же и компонент армянской национальной традиции в нем тоже силен. Необычна история коллектива — он был создан в 1996 году из детей воинов, погибших в Карабахской войне. Руководительница коллектива, семью которой тоже не пощадил военный конфликт, считает важной миссией хора миротворчество и память о жертвах войны.

Девушки в национальных костюмах, поющие нежным, ангельским звуком, покоряли сердца зрителей и жюри фестивалей в различных странах.

Вероятно, этому способствует и готовность к «интернационализму» в программе — в частности, в Москве они спели и русские, и армянские произведения.

В Москву на фестиваль приехали и детские хоры

— хор мальчиков Boni Pueri из Праги (руководитель Павел Горак), Хоровая капелла мальчиков и юношей «Звоночек» Киевского дворца детей и юношества (руководитель Рубен Толмачев) и венгерский хор девочек «Кантемус» (руководитель Денеш Сабо).

Продвинутые европейские подходы проявились у молодого поколения артистов как в мелочах (например, концертмейстер чехов играет не по бумажным нотам, а по перелистывающемуся без участия рук изображению на экране планшета, а венгерские юные певицы во всю осваивают формирование звукового пространства, организованно передвигаясь во время исполнения по сцене и залу, занимая места для пения даже в уголках амфитеатра), так и в серьезных вопросах (выбор и освоение совсем недетских сложных аранжировок, пробы сил в разных жанрах).

Очевидно, что в хоровом искусстве растет достойная смена, и это, пожалуй, самое главное.

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть