«Царская невеста» в Лондоне
Опера Римского-Корсакова, почти неизвестная за пределами России и которую никогда раньше не играли в «Ковент-Гардене», но сейчас поставленная шотладским режиссером Полом Карраном на сцене Королевского оперного театра, превзошла все ожидания.
Это история, в центре которой — любовь двух мужчин к одной красивейшей девушке — Марфе Собакиной. С одной стороны, это чистая любовь друга детства и ее жениха Ивана Лыкова, с другой — страстное и, может быть, последнее чувство Григория Грязного, зрелого мужчины, обладающего властью и богатством, и окончательно уставшего от долгих отношений с прежней любовницей — Любашей.
Пытаясь завладеть сердцем своей новоявленной возлюбленной, Грязной прибегает к любовному зелью, но Любаша, ненароком узнав о его планах, просит царского фармацевта Елисея Бомелия — в обмен на свою любовь и поцелуи — также дать ей зелья, но не приворотного, а смертельного, которым Любаша и подменяет «любовный напиток» Грязного. Но и это еще не все. Царь Иван Грозный тоже в поисках очередной жены. И из всех красавиц он, конечно же, выбирает Марфу.
Все четыре акта — в ресторане, в фешенебельном пентхаузе с бассейном и видом на современную Москву (а Пол Карран перенес действие из 16-го века в 21-й, найдя много параллей между боярями и современными русскими богачами, обладающими не только деньгами, но и реальной властью, опричниками и жесткой милицией, русским царем Иваном и... «царствующими» президентами-премьерами) — задействованы вокруг любовной истории. В последнем акте, в позолоченных апартаментах царя умирающая царская невеста Марфа (ее блистательно исполнила Марина Поплавская) в забытьи принимает Грязного за своего возлюбленного Ваню, тот не выдерживает и признается в том, что напоил ее любовным зельем, от которого, как он думает, она и умирает.
Григория Грязного исполнял датский бас-баритон Йохан Ройтер, потративший много часов, чтобы безупречно выучить арии на русском, но легкий акцент все-таки был заметен, хотя это нисколько не умалило его отличной актерской работы, а голос оставил незабываемое впечатление. Так же как и пронзительные, трогающие за сердце, запоминающиеся арии Екатерины Губановой (Любаша), заставляющей зал сопереживать ее неразделенной любви.
Сильная, мощная музыка Римского-Корсакова, к сожалению, малоизвестная на Западе, но поразившая даже музыкантов из Королевского оркестра, вкупе с красивейшими голосами главных персонажей оперы доставили незабываемое удовольствие слушателю.
Дирижировал оркестром в «Ковент-Гардене» сэр Марк Элдер, показав слаженную, отлично представленную работу оркестра, музыкантов и певцов. Сами по себе, как образец сценографического искусства, удачны костюмы и декорации, особенно пентхауза с бассейном Кевина Найта , с которым Пол Карран работает уже много лет. Работа дизайнера по свету, американца Дэвида Жака также оставила хорошее впечатление.
Я не совсем согласна с идеей Пола Каррана, который перенес действие в современную Москву. Чисто технически — да, можно найти много параллелей между правлением Ивана Грозного и современностью. Но — мораль русского человека за эти четыреста лет катастрофически изменилась. И той набожности (не показной, а настоящей веры), и совестливости людей, обладающих властью и деньгами... сейчас, мне кажется, и не существует вообще. По крайней мере, я не помню, чтобы за последнее время кто-то из вершителей судеб российских всенародно признавался в своих грехах (из совсем свежего вспомним хотя бы генпрокурора Юрия Чайку, скандал с криминальными махинациями сына которого привел отнюдь не к отставке высокого чина или хотя бы каким-то внятным объяснениям с его стороны, а вымещении ситуации на подчиненных главного российского обвинителя). Поэтому было бы лучше оставить действие там, где оно и должно было быть — в 16 веке.
Лондон