«Ирония судьбы» Александра Колчака

«Адмиралъ» Андрея Кравчука

«Адмиралъ» Андрея Кравчука

В прокат вышел долгожданный фильм о Колчаке, который изначально, в рабочем варианте, так и назывался «Колчак». Снимался он довольно долго. На главную роль претендовал Александр Домогаров, но в какой-то момент проект этот, создаваемый силами «Первого канала», на время был приостановлен, поменялся и исполнитель главной роли. Им стал Константин Хабенский — своего рода лицо «Первого канала» — актер, задействованный в громких проектах Тимура Бекмамбетова «Ночной Дозор» и «Дневной Дозор», «Ирония судьбы. Продолжение». Изначально речь шла и многосерийном фильме «Колчак», который, скорее всего, и появится после того, как киновариант откатает свое в прокате.

Называется теперь картина «Адмиралъ», а режиссером его стал Андрей Кравчук. По итогам 2005 года газета «Культура» назвала его кинорежиссером года. Выпускник Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, ученик Семена Арановича, автор целого ряда документальных картин, одного из фильмов в «Улицах разбитых фонарей», стал знаменит благодаря игровой картине «Итальянец» о детдомовском мальчишке, которая собрала за год целую обойму наград на самых разных фестивалях от Берлина до Смоленска. Споров среди критиков тот фильм вызвал немало. С одной стороны, Кравчука хвалили за продолжение ленфильмовских традиций, а с другой — считали «Итальянца» произведением средним, всего лишь грамотно отрабатывающим конъюнктурную детдомовскую тему. Андрей Кравчук, будучи человеком на редкость скромным, все это тихо переживал, всякий раз с удивлением принимал многочисленные призы и премии и жил в предвкушении мегапроекта о Колчаке. Проделал колоссальную работу, отбирая натуру, готовился всерьез к столь сложной работе. В итоге, как это бывает в кино, зиму снимали летом, Сибирь — под Гороховцом и в Москве, в Музее паровозов на Рижском вокзале.

«Адмиралъ» массированно рекламируется: «Первый» есть «Первый». Даже автобусные остановки снабжены банерами, сообщающими о премьере картины. В кинотеатрах висят объявления, что на этот фильм не действительны контрамарки и всякого рода заменители билетов, при этом цена, надо сказать, на сеанс в воскресный день в одном из столичных кинотеатров — всего 60 рублей. Подобное случается только на льготных сеансах. Видимо, это политика и стремление «Первого канала» охватить как можно больше публики. При этом пиратские диски продаются в подземных переходах. А еще до выхода «Адмирала» на экраны был издан одноименный роман — новеллизация на основе сценария Владимира Валуцкого, созданного при участии Зои Кудри. В качестве иллюстраций — кадры из фильма Кравчука. Перед кинотеатром «Пушкинский» в Москве, где проходила премьера, выстроили гигантский макет корабля, подобного тому, что мы увидели в фильме.

И публика в кинотеатры идет, реагируя на рекламу, на актерские имена — Константина Хабенского, Сергея Безрукова, Елизаветы Боярской, которые командой перешли из предыдущего массированного кинопроекта того же «Первого» «Ирония судьбы-2». Тут и Виктор Вержбицкий, звезда «Дозоров», на этот раз в скромной по объему роли Керенского. И знаменитая Анна Ковальчук — Маргарита из экранизации булгаковского романа «Мастер и Маргарита» в роли законной жены адмирала Колчака.

Андрей Кравчук, будучи человеком серьезным, наверняка пытался честно и достойно рассказать историю жизни и смерти адмирала Александра Васильевича Колчака. Так бы оно, скорее всего, и случилось, но у «Первого канала» намерения всегда несколько отличные от устремлений режиссеров. «Первый» создавал русский аналог «Титаника» — пышную историю великой любви на фоне исторических катастроф.

Сценарий написан Владимиром Валуцким при участии Зои Кудри. Продюсеры — тоже известные — Анатолий Максимов и Джаник Файзиев, за плечами которых уже громкие премьеры. Фильм так и подается — от создателей «Дозоров» и ныне изрядно подзабытого «Турецкого гамбита». От Кравчука после «Итальянца» многие ждали куда более мощного «выстрела». Конечно, хорошо, что он набил руку на необычном для себя проекте, расширил диапазон. Но «Адмиралъ» — не то кино в том серьезном смысле, который мы еще не отвыкли вкладывать в это слово. Это просто очередной гламур, имеющий весьма поверхностное отношение к прообразу главного героя и его судьбе, сколько бы нас не уверяли в том, что по фильму можно будет узнать историю своей страны. Главное — устроить шум, убедить всех, что это по-настоящему главные вещи, и люди проникаются подобными настроениями и думают, что прикоснулись к чему-то подлинному.

В Иркутске несколько лет назад усилиями состоятельного человека был возведен памятник Колчаку неподалеку от того места, где был он брошен в прорубь. Но денег на окончание работ не хватило. Богатый меценат то ли куда-то исчез, то ли утратил интерес к начатому, и памятник стоял в не вполне завершенном виде, постамент его не доделали. Возможно, с тех пор что-то изменилось.

Действительно, судьба у Колчака не просто трагическая и яркая, она словно создана для воплощения на экране. Такого накала страстей хватит на несколько жизней. Рожденный в 1874 году и расстрелянный в 1920-м российский военачальник, гидролог и полярный исследователь, адмирал, командовавший Черноморским флотом, стал организатором белого движения в годы Гражданской войны, а потом провозгласил себя верховным правителем российского государства, установил альтернативную большевикам власть в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. Был расстрелян по постановлению Иркутского Временного революционного комитета, а потом брошен в прорубь.

Возлюбленная Колчака Анна Васильевна Тимирева, прошедшая с ним до последних дней все испытания, умерла в 1975 году. Роль этой женщины сыграла Елизавета Боярская, которая здесь стала неким олицетворением красоты. Такое ощущение, что больше никаких задач перед ней и не ставилось. Она улыбается, демонстрирует ряд ровных зубов, нежный изгиб шеи и так далее, о чем-то еще говорить не приходится. В то время, как развивается этот бурный роман, тихо страдает благородная жена Колчака в облике Анны Ковальчук, которая готова все принять и простить, переждать очередное увлечение мужа. Колчак, как благородный человек, очень долго борется с нахлынувшим чувством, но страсть берет свое.

Колчака уже не станет, а его возлюбленная переживет его на много лет. Она и впрямь, как героиня «Титаника», кажется, пережила свой век. Милый облик Елизаветы Боярской состарили при помощи компьютерной графики. Получилась почти «Пиковая дама». Хрустальный бокал дважды разобьется сказочным образом на экране, осколки его полетят в рекламной красоты полете, и Анна Васильевна, словно осколок Российской империи, останется на этой Земле. Реальная Тимирева снималась в массовке «Войны и мира» Сергея Бондарчука.

На экране появится титр: «Мосфильм», 1964 год. Снимается сцена, где дамы и господа танцуют. Среди вальсирующих стремительно проходит режиссер. Это Федор Бондарчук, расставшийся со своим привычным обликом, снабженный густой шевелюрой. Он отдает распоряжения. Ошибки быть не может, он ни больше ни меньше Сергей Бондарчук. А снимают «Войну и мир», время и место совпадают.

Странное чувство остается после просмотра. В очередной раз нас надули, выдав поделку за подлинник. Шума много, а истинных чувств и мыслей нет. Константин Хабенский наверняка работал серьезно, по чести, тем более что такие роли выпадают не каждый день. Сергей Безруков был вдохновлен ролью белого генерала Каппеля, человека трагической судьбы, который пострадал, освобождая Колчака во время иркутской операции, чья могила оказалась на чужбине — в китайском Харбине, где и была стерта с лица земли. И только позднее прах Каппеля перенесли в Донской монастырь в Москве. Но времени и возможностей актеру отпущено было мало, так что ничего мощного и родиться не могло.

Никакого глубокого погружения и не замышлялось. Делали зрелище. Оно и получилось. Пройдет совсем немного времени, и никто не вспомнит о существовании этого фильма. Многие из зрителей наверняка уже его забыли, а на просмотре, где в основном собрались подростки и молодежь, веселились. Смешно же, когда понимаешь, что все ненастоящее.

Светлана Игорева

реклама