Тенор Алексей Кудря: флейтовый постскриптум

Игорь Корябин, 01.05.2010 в 15:58

О лирическом теноре Алексее Кудре, который несмотря на свою огромную занятость за рубежом, не забывает и российскую публику, мне приходилось писать и не так давно (Belcanto.ru oт 01.03.2010), и более года назад (OperaNews.Ru от 08.02.2009). Сегодня международная карьера исполнителя, пройдя этап начального результативного становления, всё больше начинает приобретать черты планомерной устойчивой динамики, расширяясь как за счет географии, так и за счет вовлечения в орбиту оперного творчества певца театральных сцен всё более и более высокого ранга. Если его участие в молодежном «Путешествии в Реймс» (Граф Либенскоф) на фестивале в Пезаро 2008 года стало итальянским оперным дебютом, то уже на следующий год состоялся «Любовный напиток» в Бари, а в октябре этого года ожидается «Севильский цирюльник» в Генуе. Не так давно певец успел выступить и в концертном исполнении «Дона Паскуале» Доницетти в Кельне под управлением Риккардо Мути.

В 2009 году в Будапеште Алексей Кудря одержал блестящую победу на конкурсе «Опералия», проводимом Пласидо Доминго, выиграв Первый приз и Специальный приз Венгерской государственной оперы. По-видимому, именно это в долгосрочной перспективе ангажементов певца сразу же не преминуло обозначить названия таких брендов, как «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и Венская государственная опера, и таких городов, как Лондон, Вашингтон и Сантьяго-де-Чили. В ожидании осуществления этих планов (и не только их, но и многочисленных других) спешим пригласить читателей на весьма необычный концерт в Камерный зал Московской филармонии под названием «Человек-оркестр», который состоялся 26 апреля. Необычен он был не только тем, что Алексей Кудря как пел, так и играл на флейте (первое образование артиста – инструментальное по классу этого инструмента), но и тем, что сей концерт можно было назвать вечером музыкальной семейной династии (вторым флейтистом-инструменталистом был Владимир Кудря, отец нашего героя). Партию фортепиано исполнил Павел Домбровский.

В первом отделении Алексей Кудря представил вокальный цикл Шумана «Любовь поэта» на стихи Гейне, произведение, с которым артист уже успел познакомить московскую публику более года назад. В этой большой скрупулезной работе прослеживается поразительное владение стилистикой романтического музыкального письма, выразительными штрихами и тончайшими «акварельными» нюансами немецкой песенной миниатюры. В шестнадцати номерах цикла перед слушателями разворачивается сокровенная исповедь влюбленного художника, которую в интерпретации Алексея Кудри отличает несомненная «первозданность искренности». Артистическое перевоплощение певца, исполненное истинного благородства и аристократизма, подкупает щедрым и разноплановым тембральным богатством голоса.

Но вся изюминка обсуждаемого концерта, несомненно, была сокрыта в его втором отделении. Как певец Алексей Кудря начал с моцартовского репертуара, спев по арии из «Волшебной флейты» и «Дон Жуана» и продемонстрировав при этом образцы удивительно чувственной, завораживающей кантилены. Затем певец резко «взметнул вверх», чтобы поразить аудиторию поистине феерической интерпретацией арии Дона Рамиро из россиниевской «Золушки»: эту известную «хрестоматийную пьесу» с ее далеко непростой тесситурной «эквилибристикой» он вынес на суд российской публики впервые – легко, изящно, интонационно выразительно! Нынешним летом исполнителя ожидает сценический дебют этой партии во Франции (Реймс). Итальянскую тему, но уже в камерном формате, продолжил «Рассвет» Леонкавалло, а последний вокальный номер, заявленный в программе, стал неожиданной «вылазкой» в русский репертуар: прозвучал романс Молодого цыгана из оперы Рахманинова «Алеко». Как оказалось, это был мостик, связующий основной программный блок с бисами – и мы услышали арию Ленского из оперы «Евгений Онегин» Чайковского и романс «Весенние воды» Рахманинова.

Но и «флейтовая ипостась» Алексея Кудри была отражена в этот вечер не менее представительно. Вначале прозвучала первая часть Бранденбургского концерта № 4 И. С. Баха для двух флейт, чембало и струнного оркестра (в данном случае – в исполнении двух флейт и фортепиано), затем – трехчастная соната соль мажор К. Ф. Э. Баха для двух флейт и basso continuo. Флейтовые бисы также были дуэтными и включили в себя исполнение прелюдии к третьему действию оперы «Кармен» Бизе и «Шутку» Баха. И всё же, пожалуй, самым главным бисом, своеобразным финалом-апофеозом, стало фирменное исполнение еще одной арии Тамино из «Волшебной флейты» Моцарта – той, где происходит перекличка героя с флейтой. Алексей Кудря просто мастерски сумел одновременно совместить в ней две свои музыкальные романтические сущности – вокалиста и флейтиста. При этом нельзя не отметить тот факт, что ни одна из них не ущемляет у артиста полноценности другой. В стремлении дать оценку высокому уровню профессионализма Алексея Кудри, возникает одна незамысловатая сентенция, но именно она как нельзя лучше выражает творческое кредо музыканта: «Играть на флейте – как петь, а петь – как играть на флейте!»

реклама

вам может быть интересно

Восьмое небо Малера Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка, опера

Персоналии

Алексей Кудря

просмотры: 3756



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть