Фестиваль стартовал мастер-классом Герингаса

Давид Герингас

В минувшее воскресенье в Москве положено начало совершенно новому проекту – Первому международному фестивалю мастер-классов «Слава Маэстро!», посвященному памяти нашего выдающегося соотечественника Мстислава Ростроповича. Фестиваль проходит в Центре оперного пения Галины Вишневской, что совершенно естественно во всех отношениях: где как не в «Доме Вишневской» проводить такое мероприятие, где есть все необходимое для этого – прекрасный камерный, но достаточно вместительный зал, уютная атмосфера, внимательное отношение к гостям со стороны студийцев и администрации.

Открыла фестиваль Ольга Ростропович, президент «Фонда М. Л. Ростроповича», сообщившая собравшимся его концепцию и программу. По ее словам за неделю, что отведена фестивалю, его посетят более двух тысяч участников, которые смогут заглянуть в творческую лабораторию выдающихся музыкантов современности - Юрия Башмета, Давида Герингаса, Вана Клиберна, Сергея Крылова, Алексея Уткина и Аркадия Шилклопера. К сожалению, по состоянию здоровья Г. П. Вишневская, которая сейчас находится на лечении в Германии, не сможет провести запланированный мастер-класс по вокалу. Ее заменит педагог Центра и солист Большого театра, знаменитый грузинский тенор Бадри Майсурадзе: его урок пройдет в последний день форума. С приветственными речами к собравшимся обратились высокопоставленные чиновники – от федеральных властей М. Е. Швыдкой, от московских – С. И. Худяков, пообещавшие новому начинанию всемерную материальную поддержку с тем, чтобы оно стало ежегодным.

После церемонии торжественного открытия, прошедшей весьма скромно, в деловом ключе, на суд собравшихся был представлен первый мастер-класс, который провел ученик Ростроповича, всемирно известный виолончелист Давид Герингас. Мастер посвятил свое драгоценное время студентам и аспирантам Московской консерватории Александре Перловой, Александру Рамму, Арсению Чубачину, Евгению Румянцеву и Александру Забабуркину. Трудно описать те удивительные ощущения, что оставили у всех присутствующих эти минуты сотворчества маститого артиста и начинающих инструменталистов. Герингас говорил очень просто, сердечно, причем о самых казалось бы элементарных вещах: о динамических оттенках, о главенстве доминанты в гармонической структуре классических произведений, о характере звука, даже о каких-то чисто технических вещах, как-то смена смычка или особенности атаки. Но самое главное, что пытался донести выдающийся музыкант до участников на сцене и в зале, это идея о том, что каждый звук исполняемого произведения должен быть наполнен мыслью и чувством, в противном случае мы не можем говорить о Музыке. Каждая фраза, каждая взятая нота должна быть продумана, сконструирована рационально и осознанна – зачем и почему она здесь. И при этом каждая должна быть наполнена личностным отношением, чтобы слушателю было понятно, что музыканту есть что сказать своим исполнением. Сам Герингас играл мало, но каждый его показ, каждая фраза его тембристой виолончели без преувеличения, словно короткие лучики скупого осеннего солнца озаряли «итальянскую подкову» студийного зала.

Инициатива «Фонда Ростроповича» вызывает искреннее уважение. И дает надежду, что очень скоро благодаря в том числе и таким начинаниям Москва сможет вновь вернуть себе легкомысленно утраченный статус мировой музыкальной Мекки, а благодарная публика – внимать исполнительскому мастерству самого высокого класса.

реклама