Лучше без кед

Новосибирская опера представила «Свадьбу Фигаро» на «Золотой маске»

02.04.2008 в 15:29

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко сыграли «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Это один из двух спектаклей Новосибирской оперы в программе нынешней "Маски". Другой, "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича, покажут сегодня. У "Свадьбы Фигаро" пять номинаций на "Маску", у "Леди Макбет" - три. На звание лучшего дирижера в обоих случаях претендует один из самых модных музыкантов России Теодор Курентзис.

С именем Теодора Курентзиса теперь связывают самые интересные музыкальные события. Схожим образом ситуация складывается только в пору Пасхального фестиваля, когда в Москве выступает другой маэстро - Валерий Гергиев. Главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета Курентзис стал в 2004 году. Вскоре установилась традиция регулярных выступлений сибиряков в Москве. Три года назад под управлением Курентзиса артисты театра представили "Аиду" (взявшую три "Маски") и две сопутствующих концертных программы. На прошлой "Маске" событием была уже новосибирская "Золушка", отмеченная как лучший балетный спектакль. И в те же дни в Большом зале консерватории с участием оркестрантов и хористов театра был исполнен "Реквием" Верди. На этот раз, наряду с двумя спектаклями, Курентзис привез программу музыки Бетховена и оперу "Богема" в концертном исполнении. Так что прошедшую и текущую недели можно с полным основанием считать днями Курентзиса в Москве.

Что касается оперы "Свадьба Фигаро", она уже звучала в Москве под управлением Курентзиса два года назад в концертном исполнении. Оценки слушателей тогда колебались от восторженных до скептических. Однако равнодушным не остался никто, и забыть то исполнение невозможно. Вспоминалось оно и теперь, когда "Свадьба Фигаро" приехала в столицу уже в качестве полномасштабного оперного спектакля. Его премьера, открывшая предыдущий сезон в Новосибирской опере, стала первой постановкой театра после реконструкции.

Собственно, Курентзис уже приучил нас к тому, что концертное исполнение оперы (или даже ее фрагментов) - не компромисс, а полноценное событие. Как ни странно, именно об этом напомнила нынешняя "Свадьба Фигаро" - постановка Татьяны Гюрбача номинирована на "Маску", помимо прочего, и как лучший спектакль. Когда Курентзис в компании примерно той же команды, что и теперь, исполнял "Фигаро" на сцене Камерного зала Дома музыки, это был настоящий праздник. Теперь же опера, утяжеленная не слишком внятной режиссурой, во многом растеряла свою искрометность, и аутентичное исполнение, в данном случае составляющее гордость музыкантов, не помогло. Курентзис не ослаблял контроля за оркестрантами и певцами на протяжении всех трех часов звучания. Однако музыка и происходившее на сцене так и не стали единым целым.

По российским меркам, скажем, постановку можно назвать вполне современной. Если на балконе появляются полуодетые девушки - это отсылка к зальцбургскому "Дон Жуану" Мартина Кушея, если хор одет в кеды и униформу служащих некоей телефонной компании - напоминание еще о десятке самых разных спектаклей, а если молодым по-русски кричат "Горько!" - дань модной тенденции адаптации классики к местным реалиям. Вопрос лишь в том, обогащает ли это чем-либо музыку Моцарта. Недоумевая по поводу некоторого количества нелепостей, одновременно восхищаешься Вероникой Джиоевой в партии Графини Розины, радуешься обаятельной Сюзанне Софьи Фоминой, с удовольствием отмечаешь удачные оркестровые соло, особенно виолончель в речитативах. Однако главным чувством после спектакля остается все же удивление.

Илья Овчинников

реклама

вам может быть интересно

Ауфтакт Руслана Бекмаева Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Золотая Маска, Новосибирский театр оперы и балета

Персоналии

Теодор Курентзис

Произведения

Свадьба Фигаро

просмотры: 4029



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть