Петербургский «эпизод из жизни» дирижера Тугана Сохиева

На концерте Национального оркестра Капитолия Тулузы

Национальный оркестр Капитолия Тулузы

Краткая справка: оркестр. Оркестр Капитолия Тулузы был создан в начале XIX века при Тулузском оперном театре, располагавшемся в здании Капитолия — ратуши Тулузы, но только после 1945 года он стал развиваться как самостоятельный симфонический оркестр, работая с такими всемирно известными дирижерами, как Андре Клюитенс и Жорж Претр. Новая яркая страница в жизни коллектива открылась в 1968 году, когда его возглавил выдающийся французский маэстро Мишель Плассон. В период его руководства оркестр начал активно гастролировать и записываться, а также переехал в новый зал. Именно Мишель Плассон обратил внимание городских властей на одну из интереснейших построек Тулузы La Halle aux Grains (Зерновой рынок), в котором с 1864 года шла торговля, а с 1952-го функционировал спорткомплекс. В 1974 году, в результате перепрофилирования, это уникальное здание, с его архитектурными и акустическими особенностями, стало великолепным концертным залом на 2500 мест и постоянной площадкой коллектива. В 1988 году его акустические условия были улучшены в соответствии с новыми техническими возможностями. Сегодня это концертный зал международного класса.

В 1980 году Министерство культуры Франции удостоило оркестр звания Национального. За тридцать пять лет работы с Мишелем Плассоном оркестр сделал более ста записей (в первую очередь, французской музыки). Впервые записан ряд сочинений Шабрие, Форе, сделана единственная запись малоизвестных «Римских кантат» Равеля, ставшая аудиографической редкостью. В 2003 году Мишель Плассон покинул оркестр, оставшись его Почетным дирижером. В сентябре 2005 года пост главного приглашенного дирижера и художественного консультанта Национального оркестра Капитолия Тулузы, что в истории оркестра происходит впервые, занял Туган Сохиев. В 2008-м, после трех лет пребывания в названном статусе, он был назначен художественным руководителем этого коллектива с контрактом еще на три года.

После прихода Тугана Сохиева Национальный оркестр Капитолия Тулузы заключил договор со звукозаписывающим лейблом Naive Classique. На нем уже записано три диска: 1) «Картинки с выставки» Мусоргского и Четвертая симфония Чайковского (2006); 2) «Петя и Волк» Прокофьева с участием французской актрисы Валери Лемерсье (2007); 3) Второй скрипичный концерт Прокофьева (солистка — Женевьев Лоренсо) и «Симфонические танцы» Рахманинова (2010). В конце октября 2010 года, в качестве промо-акции, на концертах Национального оркестра Капитолия Тулузы в Петербурге специальное русское издание этого диска бесплатно распространялось среди публики. В феврале 2008 года на юбилейной 15-й церемонии присуждения наград Les Victoires de la Musique Classique, состоявшейся в концертном зале Тулузы La Halle aux Grains, Национальному оркестру Капитолия Тулузы был вручен почетный приз в высшей номинации Victoire d’honneur.

Краткая справка: дирижер. Туган Сохиев родился в 1977 году во Владикавказе. В 1996 году окончил Владикавказское музыкальное училище (ныне носящее имя Валерия Гергиева), в 2001-м — факультет оперного и симфонического дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории (класс профессоров Ильи Мусина и Юрия Темирканова). Дирижировал оркестрами Санкт-Петербургской консерватории и Мариинского театра на концертах памяти Ильи Мусина (1999 — 2000). В 1999 году был удостоен II премии III Международного конкурса дирижеров имени Прокофьева в Санкт-Петербурге, разделив ее с Александром Сладковским (I премия не присуждалась).

В 2000 году началось сотрудничество дирижера с Академией молодых оперных певцов Мариинского театра. В декабре 2001 года он дебютировал в Мариинском театре в концертной программе «По страницам опер Россини». С 2005 года стал постоянным дирижером Мариинского театра. Под его руководством состоялись премьеры постановок опер «Кармен», «Сказка о царе Салтане», «Путешествие в Реймс». Народный артист Республики Северная Осетия-Алания. В настоящее время — художественный руководитель Национального оркестра Капитолия Тулузы, унаследовавший этот пост после прославленного мэтра Мишеля Плассона.

В 2002 году Туган Сохиев дебютировал на сцене Уэльского национального оперного театра («Богема»), а в 2003-м — на сцене театра «Метрополитен-опера» («Евгений Онегин»). В том же году он впервые выступил с лондонским оркестром «Филармония», исполнив Вторую симфонию Рахманинова. Концерт получил высокую оценку критики и стал началом тесного сотрудничества Тугана Сохиева с этим коллективом. В 2004 году дирижер привез на фестиваль в Экс-ан-Прованс оперу «Любовь к трем апельсинам», которая потом была повторена в Люксембурге и в мадридском театре «Реал», а в 2006 году в хьюстонской «Гранд-опера» он представил оперу «Борис Годунов», которая также имела большой успех. В 2009 году состоялся дебют дирижера с Венским филармоническим оркестром, получивший восторженные отзывы критиков. В последних концертно-театральных сезонах Туган Сохиев дирижировал в Мариинском театре операми «Золотой петушок», «Иоланта», «Самсон и Далила», «Огненный ангел» и «Кармен», а также «Пиковой дамой» и «Иолантой» в Театре Капитолия Тулузы.

Вместе с тем дирижер активно гастролирует в странах Западной Европы, выступая приглашенным дирижером в ряде крупных оркестров. Список их настолько внушителен, что даже простое перечисление потребует немало чернил и бумаги: в нем присутствуют практически все ведущие европейские оркестры. Недавно Туган Сохиев дебютировал с Роттердамским и Берлинским филармоническим оркестрами, удостоившись от критики определения «чудо-дирижер». Среди его последних ангажементов — также успешные дебюты с Испанским национальным оркестром, туринским Оркестром RAI и серия филармонических концертов в миланском театре «Ла Скала». Кроме этого, в качестве приглашенного дирижера Туган Сохиев выступает с римским Оркестром Национальной академии «Санта-Чечилия», Оркестром Баварской государственной оперы, Королевским оркестром «Концертгебау», Мюнхенским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Артуро Тосканини, японским Оркестром NHK и Национальным филармоническим оркестром России. Среди планов дирижера на следующие сезоны — «Пиковая дама» в Венской государственной опере, проекты с Мариинским театром, а с возглавляемым им коллективом — студийные записи, гастрольные турне и несколько оперных постановок в Театре Капитолия Тулузы.

* * * * * *

В прошлом году Национальный оркестр Капитолия Тулузы дал два концерта в Москве, в этом году — два концерта в Санкт-Петербурге. В прошлом году гастроли известного французского коллектива прошли в рамках IV Фестиваля симфонических оркестров мира, в этом году — в рамках официальных мероприятий Международного культурного проекта «Год Франции в России — Год России во Франции». В прошлом году концерты состоялись на сцене Колонного зала Дома Союзов, в этом году — на сцене Концертного зала Мариинского театра. Наверное, нет ничего удивительного в том, что и тогда, и сейчас одна из представленных программ симфонической музыки была полностью французской, а другая — полностью русской, ведь за пультом оркестра неизменно стоял романтически-сентиментальный русский маэстро Туган Сохиев, еще совсем недавно «птенец гнезда мариинского», а сегодня один из наиболее ярких и успешных представителей молодого поколения отечественных дирижеров, вышедших на международную музыкальную арену.

По иронии судьбы, в прошлый раз услышать русскую программу в Москве мне не удалось, так как я... был в Петербурге: отказаться от поездки туда было просто невозможно, ведь именно в тот же самый день на сцене Концертного зала Мариинского театра Мюнхенский филармонический оркестр под управлением своего шефа-небожителя Кристиана Тилемана играл Восьмую симфонию Брукнера. Нынешняя же русская программа, привезенная тулузскими оркестрантами, просто банально не вписалась в уик-энд, который мне удалось провести Петербурге. Но даже несмотря на то, что московский и петербургский варианты французской программы имели немало общего, еще раз вживую услышать филигранно-отточенное звучание Национального оркестра Капитолия Тулузы оказалось из разряда поистине изысканных и упоительных удовольствий.

И в Москве, и в Санкт-Петербурге открывала программу Прелюдия Дебюсси к эклоге Стефана Малларме «Послеполуденный отдых фавна», а закрывала «Фантастическая симфония» Берлиоза. У меня свежи еще «впечатления» от «Послеполуденного отдыха фавна» в исполнении Оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, которым «разбавлялась» программа летнего сольного концерта Натали Дессей на этой же сцене. И если тогда это действительно было лишь «дежурной разбавкой для занятия времени», то французские музыканты показали такую фантастическую игру оттенков оркестровых тембров, продемонстрировали такое упоение богатством импрессионистских музыкальных красок, что просто дух захватывало! Я уже не говорю о том, насколько безупречно сбалансированной и предельно выверенной предстала интерпретация этого маленького шедевра Дебюсси. Удивительное и, на первый взгляд, просто непостижимое ощущение «прозрачной насыщенности» оркестрового звука было присуще — простите за каламбур! — и совершенно фантастическому исполнению «Фантастической симфонии». На мой взгляд, именно это произведение программы как нельзя лучше соответствовало истинно романтическому дирижерскому амплуа Тугана Сохиева. В рамках обсуждаемого петербургского концерта трактовка большой программной симфонии Берлиоза, пожалуй, и стала наиболее ярким «эпизодом из жизни» дирижера, профессионально выросшего в недрах Мариинского театра. Это исполнение захватило в слушательский плен своей безотчетной свободой «падения в бездну» чистого музыкального симфонизма, поистине рафинированной элегантностью и образно-интонационной выразительностью, проработанной до мельчайших нюансов.

Благодаря двум обсуждаемым произведениям, представленным в исполнении одного и того же оркестра в двух разных залах, наконец-то, мне представилась возможность их акустического сравнения. Что ни говори, а «идеально прозрачная», «всеслышащая» акустика Колонного зала Дома Союзов куда более располагает к передаче тонких оркестровых нюансов симфонического звучания, нежели «резонирующее громкая», «подчеркнуто вибрирующая» акустика Концертного зала Мариинского театра. Возможно, этот эффект достигается просто за счет весьма небольшого акустического пространства петербургского зала, поэтому он является находкой, в первую очередь, не для исполнения произведений крупной симфонической (оперно-симфонической) формы, а для проведения камерно-ансамблевых или сольно-инструментальных вечеров, равно как вокально-камерных и вокально-оркестровых гала-концертов и рециталов. Неудивительно поэтому, что в Петербурге общая плотность оркестрового звука и при исполнении Дебюсси, и при исполнении Берлиоза оказалась несколько более высокой, чем в Москве.

«Хорошо сие или плохо?» — в такой остановке этот вопрос вообще-то не правомерен, ибо акустическая отдача того или иного помещения, которую дирижер обязательно должен прослушивать и контролировать со стороны зрительской части зала, всегда была — во всяком случае, должна быть непременно! — предметом такого же его пристального внимания, как, скажем, баланс оркестровых групп. И, конечно же, в отношении звуковой динамики для конкретной симфонической партитуры и конкретного зала дирижером каждый раз должны приниматься соответствующие корректирующие решения. Мне, к примеру, больше импонировало исполнение «Фантастической» в Москве, но и в Петербурге я получил огромное удовольствие, ибо в трактовке Тугана Сохиева чуть более плотное общее звучание всей партитуры ничего общего не имело с банальной передержкой (хотя в практике исполнения в наших концертных залах подобное, увы, всё же нередко встречается). Оркестровое звучание однозначно оставалось в рамках стилистики необычайно рафинированного, по-прежнему акцентированного на нюансах и, в то же время, удивительно «мягкого», обволакивающего слух дирижерского посыла. Наблюдение весьма полезное и интересное, ибо дает вполне осязаемую слуховую корреляцию между двумя принципиально разными концертными залами: традиционно классическим и суперсовременным.

В программе петербургского концерта появилась и настоящая репертуарно-исполнительская изюминка (в Москве ее не было). Репертуарная — потому что прозвучало редкое для наших академических концертных залов произведение Ибера — Концерт для флейты с оркестром. Исполнительская — потому что солировал в нем выдающийся швейцарский флейтист-виртуоз Эммануэль Пайю. В обширном послужном списке выступлений этого музыканта числится, конечно, и Москва, но лично я впервые открыл для себя его яркое неординарное дарование именно на этом петербургском концерте. Эммануэль Пайю родился в Женеве в 1970 году. В 1990-м окончил Парижскую консерваторию, получив первую премию. Был победителем крупных международных конкурсов. В 22 года (!) стал концертмейстером группы флейт Берлинского филармонического оркестра (в то время, когда им руководил Клаудио Аббадо). В 2002 году, после творческого отпуска, во время которого он преподавал в Женевской консерватории, музыкант вновь вернулся в оркестр и вошел в состав его руководства. В июне 2009 года исполнителю был присвоен титул Рыцаря искусств Франции за выдающийся вклад в музыкальное искусство.

Премьера Концерта для флейты с оркестром Ибера состоялась в Париже в 1934 году. Его исполнил знаменитый виртуоз Марсель Муаз, для которого это произведение и было написано. Несмотря на то, что этот опус явно вобрал в себя всю «изломанную» дискретность, всё беспокойство мятущейся мелодики технократического XX века, для слушателя XXI века, на фоне совершенно очевидного мелодического упадка современной академической музыки, этот опус Ибера воспринимается едва ли не как образец высокой классики — классики первой половины XX века. Виртуозность и тончайший лиризм, причудливость мелодических фигураций и стремительное развитие музыкального настроения, — всё это сочетает в себе Флейтовый концерт Ибера. И всё это совершенно аристократически, с подлинным ощущением музыкального гурманства, оживает в певучем «серебристо-нежном» звучании флейты Эммануэля Пайю. Оркестровый аккомпанемент Тугана Сохиева во взаимодействии с солирующим инструментом проявляет поразительно чуткую «уступительную» деликатность, а финальное рондо концерта (Allegro scherzando) становится подлинным пиршеством, казалось, уже забытой в ХХ веке виртуозно-инструментальной техники «di bravura».

В этот вечер Национальный оркестр Капитолия Тулузы был щедр на бисы. По всему было видно, что Туган Сохиев просто светился от счастья и гордости. И для подобного проявления чувств есть все основания: талантливый дирижер получил редкую возможность выступить с возглавляемым им оркестром в Петербурге, городе, с которым связано его становление как музыканта, городе, в котором он впервые продирижировал многими оперными постановками на сцене Мариинского театра. В качестве первого биса залихватски темпераментно прозвучал чешский танец «Фуриант» (№ 1 из «Славянских танцев» Дворжака, соч. 46). Затем с элегантностью, на которую, наверное, могут быть способны лишь французские музыканты, была исполнена увертюра к опере Бизе «Кармен», а завершила бисовый триптих совсем неожиданная «драматически пронзительная» оркестровая пьеса — интермеццо из оперы Леонкавалло «Паяцы»... И чудесный вечер закончился, а так хотелось, чтобы он продолжался!

реклама

Ссылки по теме