Рояль — в прошлом

11.09.2007 в 12:34

Тринадцатого сентября Российский национальный оркестр (РНО) открывает сезон программой из музыки Мендельсона. Михаил Плетнев в этом сезоне собирается успеть многое, в том числе продирижировать несколькими операми — «Пиковой дамой» в Большом театре, «Кармен» (и не только ею) в концертах РНО. Но фортепианных выступлений Плетнев не планирует.

— Вы собираетесь продолжать карьеру пианиста?

— Нет.

— Не жалко?

— Нет. Сегодня концертирующий пианист — это человек, который мотается из одной точки земного шара в другую. Он обречен на одиночество, когда ему не с кем говорить, кроме чемоданов. Я уже отдал этому занятию достаточно времени, и меня не очень устраивает образ жизни, который с этим связан. Мне сейчас интереснее работать более углубленно, с новым репертуаром, с новыми красками. Рояль для меня в прошлом. Что в будущем, я не знаю. Я обычно шучу: 40 лет я играл, теперь 40 лет буду работать с оркестром и еще 40 лет сочинять, а уж потом… Хотя есть хорошая китайская поговорка: если хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах.

— Вы не боитесь открывать сезон малоизвестными произведениями?

— Музыку Мендельсона любят в России, а в нашей программе его малоизвестные произведения пересекаются с хорошо знакомыми. Но важнее всего не что мы играем, а как. Можно плохо сыграть известное произведение, а можно сыграть неизвестное так, что оно захватит слушателей. Когда Мендельсон начал исполнять Баха, широкая публика Баха не знала.

— Сохранит ли РНО дирижерскую коллегию?

— Она медленно уходит в прошлое. Дирижерская коллегия была создана тогда, когда я не мог уделять оркестру достаточно времени. Сейчас я много работаю с оркестром и не вижу в коллегии необходимости.

— С чем связан ваш интерес к оперным постановкам?

— Я всегда интересовался оперой, но не принимал предложений дирижировать оперными спектаклями, потому что не было возможности контролировать их после премьеры. «Пиковую даму» в Большом театре будут показывать во время моих приездов в Москву. Мы работаем с Валерием Владимировичем Фокиным в одном русле. В «Пиковой даме» не будет нововведений, которые большинство режиссеров считают своим долгом внести в спектакль.

— Но Фокин никогда не был режиссером-консерватором.

— Да, постановка «Пиковой дамы» будет не совсем традиционной. Но прежде чем дать согласие, я долго разговаривал с Фокиным. Мы сходимся в том, что постановка должна исходить из музыкальной драмы Чайковского. Возможно, во время репетиций что-нибудь изменится, но происходящее на сцене поможет, а не помешает слушать музыку.

— Хорошо ли вы знаете оркестр Большого театра? Не боитесь повторения ситуации, случившейся с Ростроповичем во время репетиций «Войны и мира»?

— Я ничего не боюсь, пусть лучше меня боятся. Это шутка. Я никогда не работал с оркестром Большого театра и не знаю его, но считаю, что там, как и везде, работает много прекрасных отзывчивых музыкантов.

— После концертного исполнения РНО оперы «Лючия ди Ламмермур» критики писали, что оркестр звучал жестко, не по-оперному.

— Я принимаю эту критику. РНО мало доводилось работать с певцами. Я постараюсь добиться, чтобы музыка, звучащая в оркестре, безошибочно подводила певца к тому состоянию, в котором он должен находиться.

— Чем привлекла вас «Кармен»?

— «Кармен» — одна из моих любимых опер. Кстати, она была одной из самых любимых опер Петра Ильича Чайковского.

— Вы — и вдруг цыгане, гадания, страсти.

— Я обожаю настоящее цыганское пение, когда эмоция выражена прямо в голосе, без всяких премудростей. В русской культуре много цыганского, не зря многие писатели специально ездили слушать цыган. Русскому человеку близки экстремальные эмоции, страсти. Идя у них на поводу, люди часто совершают безрассудные поступки.

Путь к опере

В 1978 Михаил Плетнев победил на Конкурсе имени Чайковского как пианист. C 1997 – эксклюзивный артист Deutsche Grammophon. Лауреат Grammy (2005). В 1980 занялся дирижированием, в 1990 основал Российский национальный оркестр. В 2007 дебютирует как дирижер в Большом театре.

Ольга Романцова, vedomosti.ru

реклама

вам может быть интересно

Семь вечеров Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

интервью

Раздел

классическая музыка, опера

Персоналии

Михаил Плетнёв

просмотры: 3015



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть