Столетие великого противоречия

О праздновании юбилея Шостаковича

16.10.2006 в 14:11

К столетию Дмитрия Шостаковича Большой театр, лучшие дирижеры и главные залы Москвы отдают ему должное: «Леди Макбет Мценского уезда», «Казнь Степана Разина» и Восьмая симфония напоминают о величайших образцах «сумбура вместо музыки». Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу исполнилось бы сегодня 100 лет. Это значит, что последний классик русской музыки, по-настоящему популярный во всем мире, перестал быть нашим «почти современником».

Он был где-то совсем рядом. Знакомая преподавательница Гнесинки, например, однажды заплатила за Дмитрия Дмитриевича 4 копейки в троллейбусе №2 на Кутузовском проспекте: у великого композитора не оказалось с собой кошелька. Шостакович страшно смущался, обещал зайти и 4 копейки непременно вернуть, преподавательница смущалась еще больше и категорически отказывалась, о чем потом много лет жалела, потому что так можно было с Дмитрием Дмитриевичем познакомиться поближе, а встретить в троллейбусе настоящего гения еще раз не удалось.

Образ классика должен забронзоветь – и хотя, как рассказывают другие его современники (их пока, слава Богу, в живых еще очень много), при жизни Шостакович был скромен и ненавидел идеализацию, хотя уж кто, как не он ее заслужил? Со временем будут рассказывать, в основном, о премьере Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде. А также о том, как композитор «творчески перековался» после конструктивной критики, которая обрушилась на него в 1936 году, после того как товарищ Сталин ужаснулся, посмотрев «Леди Макбет Мценского уезда», а в «Правде» вышел директивный пасквиль «Сумбур вместо музыки».

Так или иначе, вся предыдущая концертная неделя была посвящена Шостаковичу, ему же будет посвящена и следующая.

В Большом театре 25 сентября Геннадий Рождественский, последний великий советский дирижер, дирижирует оперой «Леди Макбет Мценского уезда», той самой, которая «сумбур»: «Все это грубо, примитивно, вульгарно. Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно «натуральнее» изобразить любовные сцены. И любовь размазана по всей сцене в самой вульгарной форме. Купеческая двуспальная кровать занимает центральное место в оформлении, на ней решаются все проблемы».

Утверждается, что когда в 1936 году Шостакович приехал на гастроли в Киев, местная газета написала: «К нам приехал известный враг народа Д. Шостакович». А американские газеты в конце тридцатых годов придумали специально для этой оперы термин «порномузыка».В тот же день в Большом зале консерватории Ростропович будет дирижировать Государственным симфоническим оркестром (ГАСО), играть будут Восьмую симфонию, написанную в 1943 году. Там же Виктор Третьяков сыграет первый скрипичный концерт Шостаковича.

Индустриалистский балет «Болт» три раза шел в Большом театре на прошлой неделе. На этой неделе будет «Золотой век» в постановке Григоровича: 28 и 29 сентября в Большом покажут балет, премьера которого состоялась в 1930 году в Ленинграде. Советская «Культурная революция» еще не началась.

А в Доме музыки Владимир Спиваков со своим оркестром и капеллой Попова дирижирует эпической поэмой «Казнь Степана Разина» на слова Евтушенко. Это уже 1964 год, оттепель; Шостакович пережил две волны суровой критики (вторая – после того как вместе с несчастным фольклористом Мурадели и великим Прокофьевым был вторично обвинен в формализме в 1948 году). Шостакович получил за «Казнь…» государственную премию, однако исполнялась она и в советское время нечасто, а сейчас и вовсе редко.

Но тут уже надо задать серьезный вопрос о частоте, с которой у нас играют разных композиторов. Шостакович – один из самых исполняемых композиторов в мире, но не у себя на родине. У нас он оказался слишком сложной «историей». Человек, который страдал от действий властей и умудрился получить сталинскую премию, принадлежал к настоящей интеллигенции, то есть был одним из легальных оппозиционеров, но при этом ездил за границу, не пытался бежать и был, в общем, твердым социалистом, насколько это возможно для творческого человека в социалистической стране.

Разгадка, на самом деле, одна – он к нам слишком близок. Не пройдет и пятидесяти лет, и воздвигнутый им нерукотворный памятник загадят голуби, на постаменте напишут слово из трех букв, и судить станет не о чем.

А пока стоит насладиться юбилейной неделей композитора, вместе с Прокофьевым, Рахманиновым и Стравинским сделашим русскою музыку XX века бессмертной. И когда же теперь перевыполнившие план по Шостаковичу залы снова внесут его в свои программы?..

Семен Кваша, gazeta.ru

реклама

вам может быть интересно

Мозаика сочинского фестиваля Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Дмитрий Шостакович

просмотры: 2902



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть