Франческо Паоло Тости

Francesco Paolo Tosti

Дата рождения
09.04.1846
Дата смерти
02.12.1916
Профессия
Страна
Италия
Автор

Итальянский композитор Франческо Паоло Тости – предмет давней, пожалуй, уже вечной любви как певцов, так и меломанов. Программа сольного концерта звезды редко обходится без Marechiare или L’alba separa dalla luce l’ombra, исполнение романса Тости на «бис» гарантирует восторженный рев публики, а о дисках и говорить нечего. Вокальные произведения мастера записывали все без исключения выдающиеся певцы.

Не то с музыкальной критикой. Между двумя мировыми войнами два «гуру» итальянского музыковедения Андреа Делла Корте и Гвидо Паннэн опубликовали книгу История музыки, в которой из всей воистину необъятной продукции Тости (в последние годы издательство Рикорди опубликовало полное собрание романсов для голоса и фортепиано в четырнадцати (!) томах) весьма решительно спасли от забвения только одну песню, уже упомянутую нами Marechiare. Примеру мэтров последовали менее знаменитые коллеги: ко всем авторам салонной музыки, сочинителям романсов и песен откровенно высказывалось пренебрежение, если не презрение. Все они были забыты.

Все, кроме Тости. Из аристократических салонов его мелодии плавно перешли в концертные залы. С большим опозданием о композиторе из Абруццо заговорила и серьезная критика: в 1982-ом году в его родном городке Ортона (провинция Кьети) был основал Национальный Институт Тости, занимающийся изучением его наследия.

Франческо Паоло Тости родился 9 апреля 1846-ого года. В Ортоне существовала старинная капелла при кафедральном соборе Сан-Томмазо. Именно там Тости начал учиться музыке. В 1858-ом году, десяти лет отроду, он получил королевскую стипендию Бурбонов, что позволило ему продолжать образование в знаменитой конверватории Сан-Пьетро-а-Майелла в Неаполе. Его учителями по композиции были выдающиеся мастера своего времени: Карло Конти и Саверио Меркаданте. Характерной фигурой консерваторской жизни были тогда «маэстрино» - студенты, преуспевшие в музыкальной науке, которым доверялось обучение младших. Франческо Паоло Тости был одним из них. В 1866-ом году он получил диплом скрипача и вернулся в родную Ортону, где занял место музыкального руководителя капеллы.

В 1870-ом году Тости прибыл в Рим, где знакомство с композитором Джованни Сгамбати открыло ему двери музыкальных и аристократических салонов. В столице новой, объединенной Италии Тости быстро завоевал известность в качестве автора изысканных салонных романсов, которые он часто пел, аккомпанируя себе на фортепиано, и преподавателя пения. Успеху маэстро покоряется и королевская семья. Тости становится придворным учителем пения принцессы Маргариты Савойской, будущей королевы Италии.

В 1873-ем году начинается его сотрудничество с издательством Рикорди, которое в дальнейшем опубликует почти все произведения Тости; двумя годами позже Маэстро впервые посещает Англию, где его хорошо знают не только благодаря музыке, но и искусству преподавателя. С 1875-ого года Тости ежегодно выступает здесь с концертами, а в 1880-ом году окончательно переезжает в Лондон. Ему доверено ни много ни мало как вокальное образование двух дочерей королевы Виктории Мэри и Беатрикс, а также герцогинь Тэкской и Олбенской. Он также с успехом выполяет обязанности организатора придворных музыкальных вечеров: в дневниках королевы содержится немало похвал итальянскому маэстро, как в этом качестве, так и в качестве певца.

В конце 1880-ых годов Тости едва перешагнул порог сорокалетия, а его слава воистину не знает границ. Каждый опубликованный романс мгновенно завоевывает успех. «Лондонец» из Абруццо не забывает о родной земле: часто наведывается в Рим, Милан, Неаполь, а также во Франкавиллу, городок в провинции Кьети. Его дом во Франкавилле посещают Габриэле Д’Аннунцио, Матильде Серао, Элеонора Дузе.

В Лондоне же он становится «покровителем» соотечественников, которые стремятся проникнуть в английскую музыкальную среду: среди них Пьетро Масканьи, Руджеро Леонкавалло, Джакомо Пуччини.

С 1894-ого года Тости – профессор Лондонской Королевской Музыкальной Академии. В 1908-ом году «Дом Рикорди» отмечает столетие со дня основания, и композицией, завершающей под номером 112 446 столетие деятельности славного миланского издательства, становятся «Песни Амаранты» - четыре романса Тости на стихи Д’Аннунцио. В этом же году король Эдуард VII дарует Тости титул баронета.

В 1912-ом году Маэстро возвращается на родину, в римском отеле «Эксцельсиор» проходят последние годы его жизни. Франческо Паоло Тости умер в Риме 2-ого декабря 1916-ого года.

Сказать о Тости только как об авторе незабываемых, поистине волшебных мелодий, раз и навсегда проникающих в сердце слушателя – значит воздать ему только одну из по прaву завоеванных им почестей. Композитору были свойственны проницательный ум и абсолютно четкое осознание своих возможностей. Он не писал опер, ограничившись сферой камерного вокального искусства. Зато как автор песен и романсов оказался незабываемым. Они и принесли ему мировую славу. Музыка Тости отмечена ярким национальным своеобразием, выразительной простотой, благородством и элегантностью стиля. Она хранит в себе особенности атмосферы неаполитанской песни, свойственную ей глубокую меланхолию. Помимо несказанного мелодического очарования, произведения Тости отличают безупречное знание возможностей человеческого голоса, естественность, изящество, удивительное равновесие музыки и слова, изысканный вкус в выборе поэтических текстов. Многие романсы созданы им в сотрудничестве с известными итальянскими поэтами, Тости также писал песни на французские и английские тексты. Иные композиторы, его современники, отличались лишь несколькими оригинальными произведениями и в дальнейшем повторяли самих себя, в то время как музыка Тости, автора четырнадцати томов романсов, остается на неизменно высоком уровне. Одна жемчужина следует за другой.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Джером Керн Композиторы
Люк Бонди Театральные деятели
Ким Борг Певцы
Адольф Аппиа Театральные деятели
Франческа Дего Инструменталисты

Реклама