Сараджев, Константин
Народный артист Армянской ССР (1945). В деятельности Сараджева как бы олицетворяется преемственная связь советской музыкальной культуры с русской классикой. Творческая личность молодого музыканта складывалась в Московской консерватории под благотворным влиянием его учителей — С. Танеева, И. Гржимали, В. Сафонова, Н. Кашкина, Г. Конюса, М. Ипполитова-Иванова. Окончив консерваторию в 1898 году, Сараджев начал выступать с самостоятельными концертами как скрипач. Он даже ездил в Прагу, чтобы совершенствоваться у известного скрипача О. Шевчика. Однако уже в те годы он мечтал стать дирижером. В 1904 году Сараджев отправился в Лейпциг для занятий с А. Никишем. Выдающийся дирижер высоко ценил способности своего ученика, приехавшего из России. Профессор Г. Тигранов пишет: «Под руководством Никиша Сараджев выработал отличную дирижерскую технику — тот выразительный, четкий и пластически ясный жест, то умение подчинять оркестр своим художественным целям, которые, совершенствуясь и обогащаясь, впоследствии легли в основу его собственного исполнительского стиля».
По возвращении в Москву Сараджев с удивительной энергией отдался разносторонней музыкальной деятельности, начав в 1908 году свою дирижерскую карьеру и с уникальной быстротой осваивал артист сложнейшие партитуры. Так, по свидетельству Г. Конюса, за четыре месяца 1910 года Сараджев продирижировал 31 концертом. В программы вошло около 50 крупных оркестровых сочинений и 75 более мелких. При этом многие из них прозвучали впервые. Сараджев представил на суд русских слушателей новые произведения Дебюсси, Стравинского, Прокофьева, Равеля, Мясковского и других авторов. «Вечера современной музыки», основанные им совместно с музыкальным критиком В. Держановским, сыграли громадную роль в развитии культурной жизни Москвы. Одновременно в Сергиевско-Алексеевском Народном доме он дирижировал оперными спектаклями, осуществив здесь интересные постановки «Черевичек» Чайковского, «Измены» Ипполитова-Иванова, «Алеко» Рахманинова, «Свадьбы Фигаро» Моцарта, «Вертера» Массне. Конюс писал тогда, что «в лице Сараджева Москва имеет неутомимого, преданного толкователя и комментатора произведений музыкального искусства. Отдавая свой талант разучиванию не только признанных творений, но в той же мере и творений, ожидающих признания, Сараджев тем самым оказывает неоценимую услугу самому отечественному творчеству».
Приветствуя Великую Октябрьскую революцию, Сараджев с радостью отдал свои силы строительству молодой советской культуры. Продолжая дирижерскую деятельность в разных городах СССР (оперные театры в Саратове, Ростове-на-Дону), он был также одним из первых артистов нашей страны, успешно выступавших за рубежом и пропагандировавших там советскую музыку. Сараджев преподает в учебных заведениях, организует музыкальные ансамбли и оркестры, как профессиональные, так и самодеятельные. Вся эта работа очень увлекала Сараджева, который, по словам Б. Хайкина, «был музыкантом демократического направления». По его инициативе в Московской консерватории открылся дирижерский факультет. Создание советской дирижерской школы — во многом заслуга Сараджева. Он воспитал плеяду молодых музыкантов, среди которых Б. Хайкин, М. Паверман, Л. Гинзбург, С. Горчаков, Г. Будагян и другие.
С 1935 года Сараджев жил в Ереване и внес значительный вклад в развитие армянской музыкальной культуры. Руководитель и главный дирижер Ереванского театра оперы и балета (1935—1940), он в то же время был одним из организаторов, а затем и художественным руководителем Армянской филармонии; с 1936 года маститый музыкант — директор Ереванской консерватории. И везде деятельность Сараджева оставила неизгладимый и плодотворный след.
Лит.: К. С. Сараджев. Статьи, воспоминания, М., 1962.
Л. Григорьев, Я. Платек