
Рихтер-Хаазер, Ганс (нем. Hans Richter-Haaser; 6 января 1912, Дрезден — 13 декабря 1980, Брауншвейг) — немецкий пианист и композитор.
Поколение пианистов, выросшее в Германии в период между двумя мировыми войнами, не было особенно «урожайным» на таланты; его представители не могли, как правило, составить достойную смену корифеям, которые находились в зените. И когда после второй мировой войны концертная жизнь вернулась в свою обычную колею, большинство из них сошло со сцены, превратившись в музыкантов сугубо местного значения. Одно из немногих исключений — Ганс Рихтер-Хаазер.
Рихтер-Хаазер дал свой первый концерт в 1928 году еще в качестве студента Дрезденской консерватории. Позже он не без успеха пробовал свои силы не только как пианист, но и как дирижер, а также писал музыку. В 1945–1947 годах артист занимал пост дирижера городского оркестра в Детмольде, где прозвучал и ряд его сочинений — Симфония, Фортепианный концерт. Но все же основной профессией его стала игра на фортепиано. С 1946 года Рихтер-Хаазер преподает в детмольдской Музыкальной академии, с 1955-го носит звание профессора, с 1963-го ведет класс высшего мастерства, передавая молодежи свой немалый опыт и традиции немецкого пианистического искусства.
Артистическую известность Рихтер-Хаазеру принесла прежде всего интерпретация Бетховена. Его исполнительская манера — олицетворение солидного, добротного пианизма, унаследовавшего от немецкой традиции мужественность, строгую ритмическую дисциплину, сдержанность в проявлении темперамента. Все эти качества в искусстве пианиста предстают хотя и четко выраженными, но в какой-то степени вторичными.
В этом плане характерен отзыв видного западногерманского музыковеда К. Шумана на его исполнение Пятого концерта Бетховена: «Артист рассматривает это произведение в строго классическом свете, умеряет страсть в октавах, не любит ни слишком чеканных крещендо, ни декрещендо, делает короткие, острые акценты, с видимым удовольствием „выигрывает“ эпизоды пиано и пианиссимо, придает адажио некоторую благородную отстраненность, отдает предпочтение светлому, чистому, не тронутому педалью звуку. Его техника выдает знание Баха — независимость рук, контрапунктическое мышление, чувство отдельных линий. Большие кульминации — не его стихия. Титаническое он укрощает — правда, достаточно благородно. Рихтер-Хаазер рисует не маслом, а тонким, отточенным карандашом и не всегда избегает опасности академизма, особенно если сравнивать его игру с игрой Фишера, Бакхауза, Кемпфа».
С этим мнением перекликается и оценка исполнения артистом сольных произведений Бетховена, данная американским музыковедом X. Голдмисом: «Рихтер-Хаазер никогда не заходит слишком глубоко и тем самым избегает риска стать утомительно „значительным“. Короче говоря, его Бетховен обычно — хотя и не всегда — надежный и достоверный, но иногда это становится скучным».
Справедливости ради следует сказать, что Рихтер-Хаазер имеет довольно большую аудиторию, и его многочисленные пластинки с записью музыки Бетховена, Шуберта, Шумана неплохо расходятся. Все-таки в большинстве случаев это «качественная» интерпретация, позволяющая донести до слушателя достоинства произведений, что уже немало. К числу творческих удач артиста критика относит также запись Второго концерта Брамса (с оркестром под управлением Г. Караяна) и «Картинок с выставки» Мусоргского. Все это позволяло артисту на протяжении нескольких десятилетий быть лидером западногерманских пианистов.
Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.