Willem Pijper
В 1911-15 учился в муз. школе в Утрехте, затем занимался музыкой самостоятельно. Был муз. критиком газ. "Utrechts Dagblad" (1918-25) и журн. "De Muziek" (1923-33). С 1918 преподавал композицию в Амстердамской консерватории (в 1925-30 профессор), затем был директором осн. им Роттердамской консерватории (1930-47). Среди его учеников - X. Бадингс, Г. Ландре, К. Менгельберг. Творчество П. эклектично. Ранние произв. написаны под влиянием И. Брамса, Г. Малера (напр., 1-я симфония "Пан", 1917), а также И. Ф. Стравинского, франц. импрессионистов и композиторов "Шестёрки", затем А. Шёнберга. Для зрелого стиля П. характерно применение монотематизма, политональности и полиритмии. В 1940-х гг. обратился к традиц. контрапунктич. технике. Осуществил обработки ряда нар. песен.
Сочинения: оперы ("симф. драмы") - Халевейн (по ср.-век. легенде, 1933, Амстердам), Мерлин (не оконч.); для орк. - 3 симфонии (1917, 1921, 1926), 6 симф. эпиграмм (1928), 6 Adagio (1940); концерты с орк. - для фп. (1927), влч. (1936), скр. (1938); камерно-инстр. ансамбли - 2 сонаты для скр. с фп. (1919, 1922), 2 сонаты для влч. с фп. (1919, 1924), соната для флейты с фп. (1925), 2 фп. трио (1914, 1921), дух. трио, 5 струн. квартетов (1914-28), дух. квинтет, секстет и септет; хоры - Весна идёт (De lente komt, для муж. хора с фп., 1927), Господин Халевейн (Heer Halewijn, для 8-гол. хора a cappella, 1929) и др.; 2 цикла песен на сл. Верлена (1916 и 1919); соч. для фп., скр., карийона; обр. старинных франц. песен (1942); музыка к спектаклям драм. т-ра.
Литература: "Mens en mйlodie", 1947, Juni-Julie ("No посв. П.); Ringer A. L., W. Pijper and the "Netherlands School" of the 20th century, "MQ", 1955, v. 41, No 4, p. 427-45; Вazen K. van, W. Pijper, Amst., 1957; Kloppenburg W. С. M., Thematisch-bibliografische catalogus van de werken van W. Pijper, Assen, 1960.
В. В. Ошис