Giovanni Pacini
Учился в Болонье у Л. Маркези (пение) и С. Маттеи (контрапункт) и в Венеции у Б. Фурланетто (композиция). Рано выступил как театр. композитор (опера-фарс "Аннета и Лучиндо", 1813, Милан). Среди лучших опер П. -"Сафо" (1840), "Медея" (1843). Ему принадлежит неск. теоретич. работ, в т. ч. "О самобытности итальянской оперной музыки XVIII века" (1841), "Очерки о музыке и контрапункте" (1864), кн. "Мои артистические воспоминания" (1865), многочисл. статьи, учебники по гармонии, контрапункту и др. Организовал в Виареджо муз. лицей (1835, в 1842 переведён в Лукку как Ин-т Пачини, позже - Ин-т Боккерини).
Сочинения: оперы (ок. 90), в т. ч. Юность Генриха V (La gio-ventщ di Enrico V, т-р "Вале", Рим, 1820), Последний день Помпеи (L'ultimo giorno di Pompei, 1825, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Корсар (1831, т-р "Аполло", Рим), Сафо (1840, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Медея (1843, т-р "Каролино", Палермо), Лоренцо Медичи (1845, Венеция), Царица Кипрская (La regina di Cipro, 1846, Турин), Никколо де Лапи (1855, пост. 1873, т-р "Пальяно", Флоренция); оратории, кантаты, мессы; для орк. - симфония Данте (1865) и др.; струн, квартеты; вок. дуэты, арии и др.
Литературные сочинения: Sulla originalitа dйlia musica melodramatica italiana del secolo XVIII, Lucca, 1841; Principi elementari con raetodo del meloplasto, Lucca, 1849; Cenni storici sulla musica e trattato di contrappunto, Lucca, 1864; Le mie memorie artistiche, Firenze, 1865, Roma, 1875.
Литература: (Anonimo), Giovanni Pacini, Pescia, 1896; Barbierа R., Pacini e un suo categgio, в кн.: Immortali dimenticati Mil., 1901; его же, Paolina Bonaparte. La sua passione per il maestro Pacini, в его кн.: Vite ardenti nel teatro, Mil., 1931; Davini M., Il maestro G. Pacini, Palermo, 1927; Carnetti A., La musica teatrale a Roma cento anni fa. Il Corsaro di Pacini, Roma, 1931.
A. И. Гундарева