Сергей Иванович Мигай

Дата рождения
18.05.1888
Дата смерти
08.12.1959
Профессия
Тип голоса
баритон
Страна
СССР
Сергей Иванович Мигай

Сергей Иванович Мигай (18 (30) мая 1888, Могилёв — 8 декабря 1959, Москва) — русский советский певец (баритон). Народный артист РСФСР (1939).

Сергей Иванович Мигай — певец, неизменно вызывавший восхищение публики и красотой голоса, и выразительностью, и вдохновенностью исполнения. Его вокальное искусство представлялось столь совершенным, что по отношению к нему говорили о «русском бельканто».

Родина Сергея Мигая — город Могилев. Отец его был священником, Сергей — младший из четверых детей. Уже в детстве обнаружилась его музыкальная одаренность — с шестилетнего возраста мальчик пел в церковном хоре, а позднее — в школьные годы — участвовал в хоре гимназическом, часто исполняя соло. Кроме того, Сергей обучался игре на флейте.

Музыкальная жизнь Могилева была весьма насыщенной для провинциального города — сюда часто приезжали на гастроли столичные артисты, были и концерты, и оперные спектакли. Одним из самых ярких музыкальных впечатлений юности стала для Сергея Мигая опера «Евгений Онегин» — именно после этого спектакля он задумался о профессии оперного певца. Но отец был недоволен таким решением сына и настоял, чтобы сын обучался юриспруденции в Санкт-Петербурге. Мигай отцовскую волю исполнил, но одновременно поступил и в консерваторию. Но после студенческих волнений, в которых он участвовал, Мигай был отчислен из университета, и ему пришлось продолжить учебу в Одессе — в Новороссийском университете. Консерватории в Одессе не было, но было музыкальное училище. Там наставницей Мигая стала Юлия Александровна Рейдер. Обучавшаяся в Италии, она обладала прекрасной вокальной школой. Под ее руководством Мигай осваивал певческое искусство очень успешно, и уже через два года учебы начал выступать на концертах музыкального училища.

Когда в 1911 году Мигай завершил учебу и отправился в Москву, наставница дала ему рекомендательное письмо к Антонине Васильевне Неждановой. Знаменитая певица хорошо приняла его, он исполнил перед нею три арии из опер русских композиторов, и она договорилась с руководством Большого театра о его прослушивании. Антонина Васильевна даже дала молодому певцу рекомендательное письмо, но Мигай не стал его предъявлять, а сохранил как реликвию.

Во время прослушивания Мигай очень волновался, но это не помешало ему продемонстрировать свои достоинства: непринужденно льющийся красивый баритон, которым он одинаково владел на всех нюансах, чистую интонацию, безупречные верхние ноты. Певец был принят в Большой театр.

В то время в Москве находился итальянский певец Маттиа Баттистини, и Мигай обратился к нему с просьбой о консультации. Баттистини согласился его прослушать и даже некоторое время занимался с ним. Многому Мигай научился и благодаря присутствию на репетициях спектаклей с участием Федора Ивановича Шаляпина, Леонида Витальевича Собинова и других знаменитостей.

Первой ролью Мигая в Большом театре стал Валентин в «Фаусте» Шарля Гуно. Дебют прошел успешно, и в скором времени в репертуаре певца появилось множество новых партий: Веденецкий гость, Жермон, Фредерик в «Лакме», Елецкий, заглавные роли в «Князе Игоре» и «Демоне». Нехватка сценического опыта иногда приводила к курьезным случаям — так, однажды в «Пиковой даме» певец немало повеселил публику, от волнения перейдя на партию Графини. Но артист постепенно оттачивал актерское мастерство. Когда в 1916 году Константин Сергеевич Станиславский предложил артистам Большого театра заниматься под его руководством, Мигай с радостью согласился.

Певец рассказал Станиславскому о своей мечте — спеть Евгения Онегина, и признался, что сомневается в себе: ведь Онегин — «светский лев», а Мигай ощущал на сцене свою неуклюжесть. Мечта Мигая сбылась в 1917 году — впервые выступив в том сезоне в роли Онегина, он исполнял ее много лет.

Наряду с Большим театром Мигай выступал в Театре им. Кирова. Он получал приглашения из-за границы, но ни разу ими не воспользовался, предпочитая театры Одессы, Харькова и других городов родной страны. В общей сложности он исполнил шестьдесят пять партий: Амонасро в «Аиде», заглавная роль в Риголетто, Григорий Грязной в «Царской невесте», Эскамильо в «Кармен» и другие.

Не менее обширным был концертный репертуар исполнителя. Особенно близки были ему романсы Петра Ильича Чайковского. При этом певец отмечал, что в этих романсах «музыка значительнее стихов» и выражал сожаление, что Чайковский лишь однажды обратился к творчеству Александра Сергеевича Пушкина, и на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова тоже написал лишь один романс. Исполнял Мигай и романсы Сергея Васильевича Рахманинова, причем работал он над ними под руководством самого автора.

Во время войны певец концертировал в воинских частях и госпиталях, работал в радиокомитете. Вскоре после войны — в 1946 году — Мигай завершил сценическую карьеру. До 1948 года он работал на радио, а затем стал преподавателем Московской консерватории. В 1959 году ухудшение здоровья заставило отказаться от педагогической деятельности. В том же году Сергей Мигай ушел из жизни.

Именем певца назван переулок в его родном городе — Могилеве.

реклама

вам может быть интересно

Ян Фоглер Инструменталисты

рекомендуем

смотрите также

Реклама