Ламбер Жозеф Массар

Дата рождения
19.07.1811
Дата смерти
13.02.1892
Профессия
Страна
Бельгия
Ламбер Жозеф Массар

Массар, Ламбер Жозеф (фр. Lambert Joseph Massart; 19 VII 1811, Льеж — 13 II 1892, Париж) — бельгийский скрипач и педагог.

Родился в семье музыканта. Игре на скрипке обучался в Льеже у А. Делавё, позднее у Р. Крейцера в Париже. Концертировал в Льеже, Париже, Брюсселе. Был близким другом Ф. Листа, с которым в 1830-40-х гг. часто выступал в концертах. Завоевал известность как камерный исполнитель, играя в ансамбле с женой-пианисткой Луизой Аглаей Массар (10 IV 1827, Париж — 26 VI 1887, там же). Участвуя в квартетных собраниях, прославился как один из первых интерпретаторов последних концертов Л. Бетховена. В 1843–90 профессор Парижской консерватории.

С именем Массара связано утверждение мирового значения и влияния франко-бельгийской скрипичной школы. Преемник П. Байо, последнего выдающегося представителя классической «школы Парижской консерватории», Массар реорганизовал работу её скрипичных классов. В основе его педагогической системы — развитие звуковой стороны игры скрипача. Он придавал большое значение вибрато, но не как способу выразительного подчёркивания звука, а как средству выражения эмоционального отклика скрипача на исполняемую им музыку.

Эмоциональная наполненность и красочность кантилены, достигаемые не только искусным ведением смычка, но и применением интенсивного вибрато, были характерны для исполнения первого выдающегося ученика Массара — Г. Венявского и получили высшее проявление в искусстве его последнего ученика — Ф. Крейслера.

Педагогический метод Массара базировался (в области развития техники скрипача) на разностороннем изучении «40 этюдов или каприсов для скрипки соло Крейцера», о чём свидетельствует методическая редакция Массара «Искусство работать над этюдами Крейцера» (L’art de travailler les etudes de Kreutzer, P., (s. a.)). Среди других учеников Массара: П. Марсик, P. Ондржичек, И. Лотто, Т. Туа, С. Яффе.

Литература: Ямпольский И., Фриц Крейслер. Жизнь и творчество, М., 1975, с. 16–19; Liszt F., Lettres d’un bachelier es musique, IX, «Revue et Gazette musicale de Paris», 1838, 2 sept. (рус. пер. — Путевые письма бакалавра музыки, в кн.: Лист Ф., Избранные статьи, М., 1959, с. 117 -34); Berlioz H., Soiree de quarttuor, «Journal des Debats», 1850, 5 feb.; Erliсh A., (Hrsg.), Beruhmte Geiger der Vergangenheit und Gegenwart, Lpz., 1893, S. 129.

И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама