Леокадия Игнатьевна Масленникова

Дата рождения
08.03.1918
Дата смерти
18.06.1995
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
СССР
Леокадия Игнатьевна Масленникова

Леокадия Игнатьевна Масленникова (8 марта 1918, Саратов — 18 июня 1995, Москва) — русская советская оперная певица (сопрано). Народная артистка РСФСР (1961), лауреат Сталинской премии (1949).

Золушка, ставшая принцессой — такой образ был любим во все времена и во всех странах. В СССР он приобрел своеобразный оттенок: девушка из народа, достигшая успеха в «Стране Советов» — например, фабричная работница, ставшая артисткой Большого театра… Сейчас многие склонны иронизировать над этим образом, но именно такова была судьба прославленной оперной певицы Леокадии Игнатьевны Масленниковой.

Родина певицы — город Саратов. Она появилась на свет в тяжелое время Гражданской войны, ей не было полугода, когда отец — рабочий-большевик — был убит белобандитами. Мать, взяв Леокадию и ее старшего брата, отправилась в белорусскую деревню — в тех краях свирепствовала эпидемия тифа, бесчинствовали белополяки, люди голодали, но там хотя бы были родственники, которые могли приютить. Родные в помощи отказали, боясь обнаружить свое родство с семьей большевика. Брат нанялся в пастухи, мать подалась в батраки, а Леокадию пришлось устроить в детдом. Там она выросла, выучилась в школе-семилетке, после чего устроилась на работу — на фабрику по изготовлению пуговиц. Параллельно девушка обучалась на рабфаке и выступала в художественной самодеятельности. Петь ей очень нравилось. Товарищи по работе по достоинству оценили талант Леокадии и принялись советовать ей поступить в музыкальный техникум, и она этим советам последовала. В годы учебы Масленникова пела в хоре оперного театра в Минске.

Музыкальный техникум Леокадия окончила столь успешно, что была принята в консерваторию без экзаменов. Но если ее рождение пришлось на годы Гражданской войны, то «рождение» профессиональное совпало с началом Великой Отечественной войны. Минск, подвергавшийся бомбардировкам, пришлось покинуть. В первый год войны Масленникова успела побывать и телеграфисткой, и машинисткой, и поработать на строительстве железной дороги в Удмуртии. Это не тяготило ее, главный лозунг тех времен — «Всё для фронта, всё для победы» — не был для Леокадии Игнатьевны пустым звуком, но всё же она оставалась певицей — выступала в госпиталях. И это не осталось незамеченным: певице помогли отправиться в Свердловск, где находилась в эвакуации Киевская консерватория. После прослушивания Масленникову приняли сразу на второй курс. В 1943 году певица приняла участие в смотре молодых дарований в Москве, в том же году она начала выступать в составе фронтовой бригады. На четвертом курсе консерватории Масленникова была принята в Киевский театр оперы и балета. Победу она встретила в Белграде, где в числе других исполнителей находилась на гастролях.

Учебу в консерватории Леокадия Игнатьевна завершила в 1946 году, уже имея немалый опыт в исполнении небольших ролей, а в следующем сезоне в ее репертуаре уже стали появляться центральные партии: Оксана в «Запорожце за Дунаем», Татьяна в «Евгении Онегине», Марильца в «Тарасе Бульбе». Она готовилась исполнить заглавную роль в «Наталке-Полтавке», но не успела, поскольку была приглашена в Большой театр и после успешного прослушивания стала его солисткой.

Дебютом Масленниковой в Большом театре стала партия Прилепы в «Пиковой даме», а первой крупной партией — Даша во «Вражьей силе». В этой героине ее привлекало сочетание нежности и женственности с силой, способной преодолеть любые препятствия. Но истинным триумфом стала для Леокадии Игнатьевны роль Маженки в «Проданной невесте» Берджиха Сметаны. За эту роль она удостоилась в 1949 году Государственной премии СССР.

Удалась Масленниковой и партия Маргариты в «Фаусте», которую она готовила под руководством Валерии Владимировны Барсовой. Особая сложность этой партии заключается в том, что в первой половине оперы она больше подходит для лирического сопрано с элементами колоратуры, а во второй — для драматического, но голос Масленниковой с ее полетным верхним регистром и грудным, почти меццо-сопрановым низким идеально подходил для партии Маргариты. С таким же совершенством пела она Татьяну, став одной из лучших исполнительниц этой роли в Большом театре.

Репертуар Масленниковой был богат и разнообразен: Сента в «Летучем голландце», Парася в «Сорочинской ярмарке», Ольга в «Псковитянке», заглавная роль в «Иоланте» и множество других партий разного плана. Пела она и в творениях современников — Сашенька в «Матери» Тихона Николаевича Хренникова, Елена в «Декабристах» Юрия Александровича Шапорина. Не менее активной была ее концертная деятельность, причем выступала Масленникова не только в филармонических залах, но и в колхозах, совхозах, воинских частях. Наряду с романсами и ариями в ее концертный репертуар входили народные песни — не только русские и украинские, но и испанские, чешские. Певица с успехом гастролировала во всех странах социалистического лагеря, а также в Австрии, Англии, Дании, Финляндии и других государствах, зачастую давая не по одному концерту в день. Концертировать она продолжала и после 1969 года, когда покинула оперную сцену. Одновременно Масленникова преподавала в ГИТИСе.

Леокадия Масленникова ушла из жизни в 1995 году.


Творчество Леокадии Масленниковой

«Воспитанница детского дома, работница пуговичной фабрики, студентка консерватории, куда меня послал учиться комсомол,— вот мой путь, которым я пришла к званию солистки Большого театра. Это путь многих девушек и юношей, воспитанных нашей страной, которым всюду открыта дорога. Моя мечта — создать образ советской девушки в спектакле на современную тему, образ, отражающий жизнь и борьбу советского человека за счастье нашей великой Родины».

Эти взволнованные строки принадлежат одной из молодых солисток Большого театра — Леокадии Игнатьевне Масленниковой, удостоенной в 1949 году Сталинской премии за исполнение партии Маженки в опере Б. Сметаны «Проданная невеста».

Девочка рано потеряла отца — рабочего одного из саратовских заводов. Он погиб в 1918 году, воюя с белогвардейщиной. Жена его осталась с двумя детьми на руках и решила переселиться к себе на родину, в Белоруссию, где у нее сохранились дальние родственники. Но Белоруссия была оккупирована белополяками, и семью погибшего за советскую власть рабочего встретили там враждебно. Родственники не пожелали иметь с ними ничего общего. Страшная нищета и полная беззащитность — таковы самые ранние воспоминания маленькой Леокадии.

Положение изменилось с приходом советской власти. Девочку поместили в детский дом, мать со старшим братом первое время жили в деревне (мать батрачила, брат был пастухом), а затем получили комнату в Минске, куда и переехали на постоянное жительство.

После скончания школы-семилетки Леокадия пошла работать на пуговичную фабрику, где работала ее мать. Живая, веселая, звонкоголосая девушка скоро сделалась любимицей всей фабрики. С поразительной энергией она успевала всюду: днем работала, по вечерам училась на рабфаке при Политехническом институте, принимала участие в комсомольских мероприятиях; пела с подругами украинские и белорусские песни на самодеятельных вечерах. Сначала она не придавала значения своему голосу. Ей хотелось быть инженером, и поэтому она усердно готовилась к поступлению в Политехнический институт. Но голос становился все лучше, звучнее, а музыка и пение все сильнее начинали увлекать девушку. Леокадия решила учиться петь.

Наступил крутой перелом в жизни девушки. Осенью 1939 года она была принята в Минское музыкальное училище и одновременно в хор Минского оперного театра. За два года пройдя курс училища (по пению — у В. Ф. Карина-Вишкарева), 15 июня 1941 года молодая певица сдала выпускной экзамен и была зачислена в Минскую консерваторию. Но через неделю гитлеровские самолеты бомбили Минск — началась Великая Отечественная война.

Л. Масленникова эвакуировалась на Урал, где поступила на строительство железной дороги (под городом Молотовым). Однажды летом 1942 года Л. Масленникова с кружком друзей-комсомольцев слушала пластинки, и молодая певица, взволнованная музыкой, горько расплакалась. Друзья стали утешать ее, кто-то посоветовал учиться, послать заявление в Свердловск Она пробовала отказаться: разве теперь время? Но комсомольская организация объяснила Л. Масленниковой, что, развивая свой талант, она также будет служить родине. Заявление в Свердловскую консерваторию было послано, и в тот же год Л. Масленникова была принята на второй курс консерватории.

В 1943 году она перевелась на третий курс Киевской консерватории, находившейся также в Свердловске, где будущая солистка Большого театра стала заниматься у заслуженного деятеля искусств профессора А. Б. Хесина. Вскоре Киевская консерватория выехала в освобожденный от фашистов Харьков, а затем и в Киев. Еще на четвертом курсе консерватории А. Масленникова была зачислена в Киевскую оперу, где начала свои выступления с небольших ролей (горничной Маши в «Пиковой даме» Чайковского, баб в «Ночи перед рождеством» Римского-Корсакова и т. п. ). В 1945 г., после окончания Киевской консерватории, она выезжала с гастрольными поездками в Австрию, Польшу, Германию выступала с концертными бригадами на фронте.

Во втором сезоне работы в Киевской опере в репертуаре Л. Масленниковой ответственные роли: Оксана («Запорожец за Дунаем»), Татьяна («Евгений Онегин»), Мария («Тарас Бульба»); она готовила также партию Наталки («Наталка-Полтавка»), но не успела ее исполнить, так как получила приглашение приехать на вступительный конкурс в Большой театр.

С 1946 года Леокадия Масленникова — солистка Большого театра. Первыми ролями ее были Прилепа в «Пиковой даме» Чайковского и Панночка в «Майской ночи» Римского-Корсакова. В них молодая певица показала лучшие стороны своего дарования — обаятельный голос красивого тембра (лирическое сопрано), большую эмоциональную непосредственность — отличные внешние данные. Летом 1947 года Леокадия Масленникова в числе других молодых советских артистов участвовала в музыкальном конкурсе Международного фестиваля демократической молодежи, где получила вторую премию.

После возвращения из Праги окрыленная успехом молодая певица с новой энергией принялась за работу.

Перед ней стояли новые задачи — работа над партиями Даши во «Вражьей силе» А. Серова и Маженки в «Проданной невесте» Б. Сметаны. Скромная, любящая Даша — простая и душевная русская женщина. Тепло обрисовывала Л. Масленникова ее искреннюю любовь к мужу, готовность пожертвовать собой для его счастья.

Маженка в «Проданной невесте»

Классическая чешская опера Б. Сметаны «Проданная невеста», искрящаяся неиссякаемым жизненным весельем, богатством славянских мелодий и танцев и тонким народным юмором, увлекла артистов и постановщиков спектакля. Ее появление на сцене филиала Большого театра было настоящим праздником советского исполнительского искусства. Маженка в «Проданной невесте» — увлекательный, живой и яркий образ. Работа над ним под руководством режиссера лауреата Сталинской премии Б. А. Покровского была для Л. Масленниковой важным и значительным этапом ее артистического роста.

Молодая певица настойчиво искала, как лучше и правдивее передать вокальный и сценический образ Маженки. Ей хотелось не только справиться с певческими трудностями классической чешской оперы, но и выявить в рисунке своей роли образ простой, искренней в своих переживаниях крестьянской девушки с той легкостью, грацией, непринужденным изяществом, которыми, как яркими красками, переливается партитура оперы Сметаны. Критика, много писавшая об этом замечательном спектакле (осенью 1948 г. ), единодушно отмечала Маженку — Леокадию Масленникову, живую, кокетливую и капризную, в то же время ласковую и своенравную, вспыльчивую и верную своему чувству.

Любящая, открытая и приветливая душа Маженки раскрывается в ее большом дуэте с Еником (первое действие оперы «Проданная невеста» Б. Сметаны).

Но зато каким ярким контрастом к этой лирической сцене звучит у Л. Масленниковой комический дуэт с придурковатым Вашеком, как весело и задорно разыгрывает она своего нелепого «жениха»! Особенно подчеркивает Л. Масленникова в своей Маженке ее здоровую, открытую крестьянскую природу, напоминая постоянно зрителю, что перед ним не изысканная оперная героиня, а подлинная дочь своего народа, с его врожденным оптимизмом, верой в свое будущее.

Крупные роли

Следующими крупными работами певицы были две классические партии в репертуаре лирического сопрано: Маргарита в опере «Фауст» Гуно и Татьяна в опере Чайковского «Евгений Онегин». При освоении этих сложнейших партий молодая певица особенно ярко почувствовала проявлявшуюся и прежде заботу и помощь старших товарищей-артистов. «Нам надо всемерно развивать наше вокальное мастерство. Опытные, зрелые мастера должны взять шефство над молодыми певцами»,— говорит Народная артистка СССР В. В. Барсова в статье «Поможем молодым артистам», напечатанной в газете «Советский артист». Готовя партии Маргариты и Татьяны, Л. Масленникова консультировалась с В. В. Барсовой; большую помощь оказали ей дирижеры К. Кондрашин и С. Сахаров, а также режиссер Б. Покровский.

Внешние данные Л. Масленниковой — Татьяны достаточно отвечают образу пушкинской героини, красиво и выразительно звучит ее голос. Однако в целом артистке предстоит большая работа над образом Татьяны. Л. Масленникова еще не вполне справляется с трудностями вокальной партии, в ее сценической игре порой чувствуется заученность, нарочитость некоторых движений и поз. Это особенно заметно в «Сцене в саду» (третья картина) и в отдельных мизансценах из других картин.

Скованность, отсутствие сценической свободы вредят артистке и в картине петербургского бала. Однако в самых главных, центральных эпизодах своей роли певица чаще всего находит нужные краски и в вокальном и в сценическом отношении. С подлинным волнением проводит она всю сцену письма Татьяны, по-настоящему впечатляет ее исполнение заключительного объяснения с Онегиным. Все это дает право надеяться, что при дальнейшей углубленной работе партия Татьяны может стать украшением репертуара молодой певицы (наравне с партией Маженки).

Маргарита в опере «Фауст» — партия со своеобразными сложностями: если во втором акте она предназначена скорее всего для лирико-колорагурного сопрано, то в следующих актах большая драматичность, сгущенность действия и отсутствие колоратурных фиоритур делают ее близкой скорее драматическому голосу. Л Масленникова справляется с трудностями вокальной партии Маргариты, с большой теплотой передавая переживания несчастной девушки. Хотелось бы, однако, чтоб артистка больше оттенила наивность Маргариты, чтоб она глубже дала почувствовать слушателю все обаяние ее непосредственной, детски чистой души — особенно в первых сценах. И здесь иногда, как и в партии Татьяны, проскальзывает некоторая нарочитость отдельных жестов, свидетельствующая о недостаточно глубоком вникании артистки в психологию Маргариты, об известной сценической недоработанности.

С изяществом и тактом ведет Л. Масленникова небольшую роль Мисс Элен в опере Делиба «Лакмэ». Артистке удается донести до слушателей беспечность и пустую чванливость молодой английской леди.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама