Маркс, Адольф Бернхард (нем. Friedrich Heinrich Adolf Bernhard Marx; 15 V (по церковной записи) 1795, Галле — 17 V 1866, Берлин) — немецкий историк и теоретик музыки, педагог, композитор. Обучался музыке у Д. Г. Тюрка в Галле, где основал (совместно с К. Лёве и др.) музыкальный кружок Marxscher Quartett, устраивавший вечера камерной музыки. Изучил право и служил при суде в Наумбурге. С 1820 — в Берлине, где совершенствовался в области композиции у К. Ф. Цельтера.
В 1824 основал «Берлинскую всеобщую музыкальную газету» («Berliner Allgemeine Musikalische Zeitung», издавал и редактировал до 1830), в к-рой отстаивал прогрессивные взгляды, противостоявшие консервативным позициям «Всеобщей музыкальной газеты», издававшейся в Лейпциге. Под руководством Маркса газета сыграла большую роль в борьбе за верную оценку творчества И. С. Баха, Л. Бетховена и др. классических мастеров. С 1828 преподавал историю и теорию музыки в Берлинском ун-те (с 1830 профессор), где содействовал организации систематического музыкального образования. В 1850 вместе с Т. Куллаком и Ю. Штерном основал Берлинскую консерваторию (т. н. консерваторию Штерна), преподавал в ней композицию до 1856.
Маркс — автор известного учебника композиции («Die Lehre von der musikalischen Komposition», Bd 1–4, Lpz., 1837–47; переиздан в переработке X. Римана, 1887–90), по к-рому занимались многие поколения музыкантов в Германии и др. странах, а также первой научно обоснованной монографии о Л. Бетховене.
В своих теоретических взглядах Маркс исходил из философии Г. Гегеля. Он отстаивал идею развития в музыке, считая, что каждое произведение следует рассматривать в свете взглядов и понятий своего времени, а не по масштабам прошлого. В искусстве раскрывается, как он утверждал, не только личность художника, но также «идеи и дух народа и эпохи». Высоко ценя творчество классических мастеров прошлого, Маркс вместе с тем поддерживал и отстаивал некоторые из новых тенденций музыки 19 в. Был одним из виднейших теоретиков и пропагандистов программного симфонизма.
С Марксом во многом сближался В. В. Стасов, называвший его гениальным музыкальным писателем.
Как композитор (оперы, оркестровые и фортепианные соинения, оратории, кантаты, хоры, песни) Маркс был последователем классических традиций.
Литературные сочинения: Die Kunst des Gesanges, theoretisch-praktisch, B., 1826; Ьber Malerei m der Tonkunst. Ein Maigruss an die Kunst-philosophen, В., 1828; Allgemeine Musiklehre, Lpz., 1839 (рус. пер. — Всеобщий учебник музыки, СПБ, 1872, М, 1893); Die alte Musiklehre im Streit mit unserer Zeit, Lpz., 1841; Die Musik des 19. Jahrhunderts und ihre Pflege. Methode der Musik, Lpz., 1855, Ludwig van Beethoven. Leben und Schaften, Bd 1–2, B., 1859; Gluck und die Oper, Tl1-2, В., 1863; Anleitung zum Vortrag Beethovenscher Klavierwerke, В., 1863; Erinnerungen. Aus meinem Leben, Bd 1–2, В., 1865; Das Ideal und die Gegenwart, Jena, 1867; и др.
Литература: Neuss E., A. B. Marx, der hallesche Deuter und Wegbereiter Beethovens, в кн.: Hallesches Monatsheft, (Bd) 4, 1957; Kirchmeyer H., Ein Kapitel Adolf Bernhard Marx. Uber Sendungsbewusstsein und Bildungsstand der Berliner Musikkritik zwischen 1824 und 1830, в кн.: Beitrage zur Geschichte der Musikanschauung im 19. Jahrhundert, hrsg. von W. Salmen, Regensburg, 1965; Edler A., Zur Musikanschauung von Adolf Bernhard Marx, там же.
M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.