Висенте Мартин-и-Солер

Дата рождения
02.05.1754
Дата смерти
11.02.1806
Профессия
Страна
Испания
Висенте Мартин-и-Солер

Мартин-и-Солер, Висенте (исп. Vicente Martín y Soler; Атанасио Мартин Игнасио Висенте Тадео Франсиско Пелегрин; итальянизированно — Мартини Винченцо; русифицированно — Винцент; прозвища: lo Spagnuolо — Испанец, il Valenziano — Валенсианец) (2 V 1754, Валенсия — 30 I (11 II) 1806, Петербург; даты рождения и смерти на могильном памятнике: 18 I 1756 — 23 II или 3 III 1806) — испанский композитор.

Работал в Испании, Италии, Австрии, Великобритании, России. Сын певца. Пел в церковном хоре в Валенсии, служил органистом в Аликанте, затем капельмейстером у князя астурийского. Музыкальное образование завершил, возможно, в Болонье у Падре Мартини. Как оперный композитор выдвинулся в Италии (1779–1785); писал преимущественно в жанре оперы-сериа для различных итальянских театров.

Европейская слава Мартин-и-Солера возросла в период работы в Вене, где шли его оперы на тексты Л. Да Понте. Мелодичные, изящные, жизнерадостные по характеру, они конкурировали с произведениями ведущих мастеров итальянской оперы-буфф и шедеврами Моцарта (мелодию из «Редкой вещи» Мартин-и-Солера Моцарт цитировал в застольной музыке «Дон Жуана»), хотя значительно уступали им.

С 1788 жил в Петербурге. В 1790–94 Мартин-и-Солер состоял придворным композитором, капельмейстером придворных театров и преподавателем музыки в театр. училище. Писал оперы по заказу Екатерины II и на её тексты. После пребывания в Лондоне (1795–96), где в 1795 были поставлены 2 его новые оперы на либретто Да Понте («Школа жён» — «La scola de maritati»; «Остров радости» — «L’isola del piacere»), вернулся в Петербург, преподавал в Смольном институте и театральном училище (у него училась Е. С. Сандунова). В 1800–01 был инспектором придворной итальянской оперы, позднее давал уроки пения.

Длительной популярностью во многих странах пользовалась «Редкая вещь» (в Россия шла в новой редакции с русским текстом И. А. Дмитревского, 1789); в венской премьере этой оперы (1786) впервые на сцене исполнялся вальс. Стиль итальянской оперы сохранён и в петербургских операх Мартин-и-Солера; в то же время в них умело использованы мелодические обороты русских песен.

Сочинения:

оперы (не менее 20; даты постановок), в т. ч. 11 для т-ров Италии — Ифигения в Авлиде (1779), Гипермнестра (1780), Партенопа (1782; все пост. в Неаполе) и др., для Вены — Благодетельный ворчун (Il burbero di buon сиоrе, по К. Гольдони, 1786), Редкая вещь, или Красота и добродетель (Una cosa rаrа, ossia Bellezza ed onestа, по рассказу Л. Велеса де Гевары «Горная луна» («La luna della sierra», 1786), Древо Дианы (L’arbore di Diana, 1787), для Петербурга — Горе-богатырь Косомотович (1789), Федул с детьми (совм. с В. А. Пашкевичем, 1791), Песнелюбие (Меломания, 1790), Деревенский праздник (1798); балеты (5) — Покинутая Дидона (1792), Амур и Психея (1796), Танкред (1799) и др.; для хора — кантата Сновидение (Il sogno, 1787), месса; вокальные ансамбли, канцоны.

Литература: Финдейзен Н., Винцент Мартин, в сб.: Музыкальная старина, вып. 1, СПБ, 1903; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; Mooser R. A., Un musicien espagnol en Russie, а la fin du XVIIIe siecle, «RMI», 1936, v. 40; его же, Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siecle, v. 1–3, Gen., 1948–51.

Б. C. Штейнпресс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Роберт Левин Пианисты

рекомендуем

смотрите также

Йожеф Сигети Инструменталисты
Альбер Руссель Композиторы
Джон Кокс Музыкальные и театральные деятели
Наталия Ильинична Сац Музыкальные и театральные деятели
Хосе Лимон Танцовщики

Реклама