Мадригальная комедия, драматический мадригал, — принятое в совр. лит-ре обозначение муз. жанра, возникшего в Италии во 2-й пол. 16 в. и представлявшего собой хор. композицию на текст комедийной, реже пасторальной пьесы с музыкой в характере мадригала. Все партии действующих лиц, в т. ч. и монологи, исполнялись многогол. ансамблем. Сюжеты — бытовые, часто гротескно- сатирические, с традиционными персонажами нар. комедии дель арте. В музыке М. к. из бытующих форм употреблялись мадригалы, канцонетты, вилланеллы и др. разновидности многогол. песен. Предполагают, что М. к. содержали и пантомимное воспроизведение действия. В то же время О. Векки, один из основателей этого жанра, указывал, что его «Амфипарнас» должен восприниматься «не через глаза, а через уши».
Среди композиторов, писавших М. к., — А. Стриджо, Дж Кроче, А. Банкьери, Дж. Торелли. Наиболее ранняя М. к. — «Болтовня женщин за стиркой» («Il cicalamento delle donne al bucato», 1567) Стриджо явилась прототипом позднейших образцов этого жанра (содержит комич. и драм. эпизоды, сгруппированные в 5 частей: 1-я часть — 4-голосная, остальные — 7-голосные; особенно интересны диалоги, образованные разл. комбинациями голосов). Кроче принадлежат две М. к. (с текстами на венецианском диалекте): «Приятные маскарады» («Mascarate piacevoli», 1590) и «Музыкальная панацея» («Тriаса musicale», 1595), в к-рых вслед за Стриджо он использует нар. песни и звукоподражат. приемы для достижения комич. эффекта. Выдающаяся М. к. — «Предгорье Парнаса» Векки («Amfiparnaso», исп. 1594, Модена, изд. 1597, Венеция). Ее сюжет варьирует обычные ситуации комедии дель арте. Разнообразны муз. приёмы — от хор. речитатива до полноценной полифонии. Пользуясь исключительно средствами хора, Векки создаёт яркие характеристики персонажей. В др. своей М. к. — «Сьенские вечеринки, или Различные настроения, показанные современной музыкой» («Veglie di Siena ovvero i Varii humori della musica moderna», 1604) наряду с характерными карикатурными сценками Векки рисует весёлость, меланхолию, скорбь, учтивость, коварство, искренность и т. п.
Последователем Векки был Банкьери — автор ряда популярных М. к.: «Старческое сумасбродство» («La pazzia senile», 1598), «Музыкальная смесь» («Zabaione musicale», 1603), «Юношеское благоразумие» («Prudenza giovanile», 1607), «Представление в масленицу» («Il festino nella sera del giovedi grasso avanti cena», 1608) и др. Пример пасторальной трактовки этого жанра — М. к. «Верные возлюбленные» («Fidi amanti», 1600) Торелли.
M. к. — блестящее свидетельство достижений хор. иск-ва Позднего Возрождения. В М. к. нашёл обобщение долгий и многосторонний опыт музыкантов в нар. стилизации (неаполитанские канцонетты, виллоты, вилланеллы, balletti), подражании явлениям природы, создании комич. и скорбно-лирич. образов. Декламац. стиль в буффонных партиях, а также драматургия монологов и дуэтов подготовили элементы зарождающейся оперы.
Литература: Роллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, М., 1931; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., М.-Л., 1940, с. 160; Dent E. J., The «Amfiparnaso» of O. Vecchi, «The Monthly Musical Record», 1906, (v.) 36; Krоуеr Th., Dialog und Echo in der alten Chormusik, «JbP», 1910, (Jahrg.) 16; Ho1 J. C., Horatio Vecchis weltliche Werke, в кн.: Sammlung musikwissenschaftlicher Abhandlungen, (Bd) 13, Stras., 1934; Einstein A., The Italian madrigal, Princeton, (New Jersey), 1949; Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., 1954, p. 433–37.
T. H. Дубравская
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.